Система христианского воспитания по Августину Блаженному.

Более детально и глубоко система христианского воспитания была рассмотрена крупнейшим теологом и философом раннего христианства Блаженным Августином, жившим в 354—430 гг. Свой путь к Богу Блаженный Августин описал в 30-ти книгах „Исповеди“, написанных в форме молитвы. „Исповеди“ — это не трактат о христианском воспитании, а рассказ о жизни человека с неспокойным сердцем, который лишь к 32 годам стал христианином потому, что понял, что Бог „нас создал для Себя и наше сердце будет неспокойным, пока не успокоится в Тебе“. И хотя Августин не оформил свои суждения о христианском воспитании в виде законченной педагогической системы, его книги дают богатый материал для создания такой системы. Рассмотрим основные педагогические идеи Блаженного Августина, воспользовавшись исследованием Н.П.Кибардина.
С рождения Августин (до обращения в христианство — Аврелий) воспитывался матерью-христианкой, но получил языческое образование по желанию отца-язычника. Внутренние принципы, внушенные материнским воспитанием и основанные на вере, подвергались скептицизму глубокого и острого ума Аврелия. Пройдя долгий путь мучительных духовных исканий, Аврелий пришел к христианству в зрелом возрасте.
Аврелий постоянно наблюдал за собой, за своими попытками построить прочное мировоззрение, основанное на неопровержимых доказательствах. Анализируя свой путь, он накапливал ценнейший материал, который использовал в своих многочисленных произведениях (помимо книг „Исповеди“, Аврелий написал несколько трактатов, монологи и диалоги на различные теологические темы, другие сочинения). Самоанализ не представляет для Августина конечной цели: то, что было им получено в результате тщательного, порою беспощадного исследования самого себя, — лишь исходная точка его философии, задача которой — найти избавление от глубокого разлада, царящего во внутреннем существе человека; разлада, переносимого из внутренней сферы человека на взаимоотношения с другими людьми, на весь окружающий мир. Избавление от разлада и успокоение Августин получил в Высшем Существе.
Свой духовный опыт Августин передавал ученикам. В своей педагогической деятельности он исходил из того, что каждый человек - творение Божие, в каждом запечатлен образ Бога; каждый ученик уникален, наделен особым даром. Задача учителя - выявить то, что заложено в воспитаннике, помочь ему встать на путь самосовершенствования и развития. По мнению Августина, ребенок учится не столько от конкретного учителя, сколько интуитивным озарением научается от внутреннего Учителя, „от вечной, внутренним образом учащей Истины“. И поскольку цель человеческого существования - восстановить нарушенный завет с Господом, вернуть человека его Творцу, то, соответственно, цель воспитания - сформировать ребенка как гражданина Царства Божия.
Главным принципом воспитания Августин считал послушание и повиновение воле воспитателя. „К полному единению с Богом, где почти теряется индивидуальная воля и личные потребности, может приготовить только строгая дисциплина, научающая воспитанника подавлять свои стремления при искании высшей цели. Так как эти высшие соображения не могут быть известны неопытному младенцу или юноше, то ученики и должны отдаваться на волю своего воспитателя“. Не получивший воспитания ребенок не может общаться со своим Творцом, связь между Богом и неразвитым человеком осуществляет воспитатель; согласно педагогике Августина, воспитатель - это „орган Божий, это уста, через которые Бог сообщает Свою волю творению“.5
Первоначальное воспитание детей, по Августину, основывается на привычке и принуждении. Принуждение в данном случае не является синонимом насилия, которое Августин осуждал. „Принуждение“ употребляется Августином в широком смысле слова как одновременно убеждение и устрашение. Основывая свою точку зрения, Августин ссылается на пример Апостола Павла, который был принужден к познанию и обладанию истиной самим Иисусом Христом; а в Евангелии от Луки он находит пример убеждения: „Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой“. Августин пишет: „Кто может больше любить нас, чем сколько любит нас Бог? И, однако, Он не перестает не только милостиво учить нас, но и с пользою устрашать“ Спасение человека, возрождение поврежденной грехом души человека осуществляется принуждением.6
Если воспитание „не выработает в воспитаннике доброй привычки, то... дурная привычка возьмет верх, и спасение будет далеко от человека. Особенно эта замена ослабевшего доброго начала злым заметна в детях, если они будут лишены воспитания. „Младенчество, ... подчиняющееся плоти без всякого сопротивления, и детство, в котором разум еще не начал борьбы с плотью, находятся под влиянием почти всех порочных удовольствий". Вот почему Августин особенно ревностно увещевает отца принуждать к добрым навыкам своих малолетних детей. „Можно ли сказать, ...что ты любишь детей своих, когда все позволяешь для их удовольствия? Нет!... Христианин ли ты, когда слышишь, что они злословят, и молчишь? Ты не хочешь показать себя отцом, готовым отказаться от своих детей в том случае, когда, подобно Аврааму, должно принести их в жертву, какую принес Авраам“. Слова „принести их (детей) в жертву“ мы понимаем как привести, отдать, посвятить своих детей Богу, чтобы каждый родитель сподобился услышать Божественные слова: „...ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня“.7
Итак, основными качествами воспитанника, по Августину, являются смирение и послушание, исключающие всякий „дух противоречия“. Тем не менее, указывает Августин, слепое повиновение авторитету не должно продолжаться слишком долго. В Евангелии от Луки читаем: „Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли и входящим воспрепятствовали“8. Каждый христианин по-своему обязан приближать время, “...доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова“. Но, чтобы„...исполниться всею полнотою Божиею“, нужна кропотливая интеллектуальная работа самого христианина. Чем шире кругозор христианина, чем глубже его знания, тем шире и глубже раскрываются перед ним мудрость и тайны Священного Писания. Таким образом, Августин указывает на два взаимозаменяющих метода познания Бога — безусловное подчинение авторитету Библии и поиск „истины путем разума“ . Соответственно этому Августин предлагает два принципа обучения - принцип веры и принцип свободного исследования.
Свободное исследование допускается Августином для христиан, достигших высокой степени духовности. Нужно перешагнуть две ступени нравственного и умственного совершенствования - ступень страха Божия, приучающего к смирению, и - истинного благочестия, предохраняющего от непослушания авторитету Священного Писания“. На высокую ступень свободного исследования могут шагнуть лишь немногие испытанные, поэтому основным принципом является принцип веры. „Так как ум обессилен некоторыми омрачающими застарелыми пороками, то он должен быть, прежде всего, напоен и очищен верою“. В то же время люди, „без рассуждения следующие авторитету, не кажутся Августину достойными блаженства, хотя бы они и „заботились постоянно о добрых нравах и благочестивых обетах“. Таким образом, в образовательной системе Августина „...мы видим два основных пути — и веру сердца, и пытливость ума“.
Центр авторских работ Diplom-fractal с более 10 летним опытом, с 2005 года, оказания помощи в написание дипломов, дипломных проектов, магистерских, кандидатских и даже докторских диссертаций.
В нашей компании работают только взрослые, высокопрофессиональные авторы – преподаватели, которые со всей ответственностью подходят к написанию диплома на заказ. К каждому заказчику при оказании помощи в написании диплома мы подходим индивидуально, автор ответит на все ваши вопросы по теме диплома для того, что бы ваша защита прошла успешно и на высшем уровне. 
Вам необходима диссертация на заказ? Наши специалисты напишут в поставленные сроки оригинальную диссертационную работу любой сложности и специальности, которая будет иметь и теоретическую и практическую значимость. Уже ваша диссертация будет обладать научную новизну и оформленную в соответствии с нормативными требованиями ВАК и ГОСТ. Вы можете быть абсолютно уверены в честности и прозрачности сотрудничества, научный центр предоставит гарантии выполнения качества вашей работы и оригинальность каждого этапа Вашего исследования.
Мы ждем вас в нашем офисе или отправляйте тему и все рекомендации по вашей работе через форму обратной связи. Перед этим, как отправлять заявку внимательно ознакомьтесь с условиями выполнения дипломной на заказ.
Это наша работа помощь в написании диплома или диссертации для Вас!