Пример работ.

Формирование профессионального самосознания
у будущих специалистов в области туризма в процессе в туристском вузе.
 специальность 13.00.08


Актуальность исследования. Устойчивая тенденция развития туристских организаций это приспособление к изменяющийся к внешней среде (экономические, социальные) условия развития.
Подготовка качественного специалиста может быть обеспечена за счет развития профессиональных свойств личности, которым мы относим профессиональное самосознании. Профессиональное самосознание прямо связано с осознанием человеком себя в профессиональной деятельности, т.е. содержание профессионального самосознания относится к профессиональной деятельности и к себе, как к субъекту этой деятельности. Профессиональное самосознание на этапе подготовки в вузе в общих чертах соответствует структуре самосознания личности. Каждый ее компонент имеет свою структуру и свое содержание. Сформированность профессионального самосознания находит свое выражение в уровне сформированности каждого его компонента. Высокий уровень развития профессионального самосознания, адекватная и устойчивая «Я-концепция» обеспечивают конструктивное профессиональное поведение. Профессионалы, обладающие высоким уровнем самосознания, характеризуются уверенностью в себе, удовлетворенностью профессией, стремлением к самореализации, эффективностью работы.
Развитие профессионального самосознания в ходе профессиональной подготовки – это процесс приобретения будущим специалистом в области туризма знаний, умений, личного и социального опыта профессиональной деятельности, исполнения обязанностей по должностному предназначению, их осознания и соотнесения со своими способностями и возможностями, формирования самооценки и уровня притязаний, отношения самого к себе как к будущему професионалу в области туризма.
Профессиональное самосознание студента будущего специалиста в сфере туризма должно быть готово к таким изменениям. Перестройка профессионального самосознания на объективно изменяющийся и объективно существующие обстоятельства или ситуации возникшие профессиональной деятельности. Современные темпы развития туристской отрасли в России предъявляют постоянно растущие требовании к учебным заведениям, готовящим профессиональные кадры для работы в туризме. Ежегодные выпуски туристских вузов на рынок труда дипломированных специалистов превышают количество вакансии, несмотря на развитие туристского бизнеса в регионах Российской Федерации. Просматривается как повышение конкуренции при трудоустройстве выпускников между туристскими вузами, так и повышение требований работодателей к уровню профессиональной подготовки выпускников туристских вузов.
Актуальность исследования состоит в том
1. Сегодня профессиональная подготовка специалистов для сферы туризма включает в себя:
• добровольные объединения детей и взрослых, действующие в рамках образовательных учреждений (школы, гимназии, лицеи, колледжи, многопрофильные центры дополнительного образования);
• специализированные учреждения дополнительного образования (центры детско-юношеского туризма);
• начальные (профессиональные лицеи и училища) профессиональные образовательные учреждения туристского профиля;
• средние (колледжи и техникумы);
• высшие учебные заведения туристского профиля, а также институты, имеющие кафедры туризма;
Однако, несмотря на то, что кадры для туриндустрии готовит такое большое количество специальных образовательных учреждений, на рынке туристских вакансий (особенно в столичных городах) наблюдается дефицит квалифицированных кадров, особенно менеджеров среднего звена. Еще одной особенностью современного туристского кадрового корпуса является то, что большинство сотрудников компаний не имеют базового туристского образования, получая профессиональные знания и навыки в процессе работы. Действующая в настоящее время структура подготовки специалистов с высшим образованием для сферы туризма сложилась в условиях становления рыночных отношений, что обусловило широкое использование международного опыта в сфере туризма и гостеприимства. В свою очередь, это определило очевидный перекос в развитии туристских специальностей в сторону подготовки менеджеров, финансистов и работников гостиничного хозяйства. Однако повышение качества подготовки профессиональных кадров происходит не всегда успешно и зависит от множества факторов: уровня развития отрасли, уровня развития образования в этой сфере, соотношения национального образования с региональным и мировым, наличия преподавательских кадров, учебно-материальной базы. Вместе с тем теоретические работы и практические результаты образования являются недостаточными и требуют выявления основных тенденций развития международного опыта в образовании, совершенствования деятельности вузов по профессиональной подготовке кадров для сферы туризма, выявление показателей качества в европейском образовании по туризму. Не разработанность проблемы затрудняет представление туризма как сферы профессиональной деятельности; а также системное проектирование деятельности вузов по реализации образовательной практики с учетом современного уровня требований.
На процесс профессионального становления будущего специалиста в области туризма значимое влияние оказывают как личностная, так и профессиональная идентификация, которые взаимосвязаны, взаимообусловлены и осуществляются неотделимо друг от друга. При этом процесс развития профессионального самосознания будущих специалистов в области туризма в вузах целенаправленно не осуществляется. При поступлении в вузы проверяют знания, зачисление проводят по результатам ЕГЭ и вступительных тестов. Личностные качества, профессиональная мотивация, уровень первичной профессиональной идентификации при этом не учитываются. По окончании обучения опять же оцениваются знания (ГЭК) и выполнение квалификационной выпускной работы. Знания выступают определяющим критерием для присвоения квалификации.
Главное противоречие заключается в том, что достигнутый уровень развития мировой индустрии туризма и существующий опыт профессионального образования по туризму недостаточно отражены в теории педагогической науки, где были бы обоснованы общие закономерности, тенденции, подходы и пути достижения задач высшего профессионального образования по подготовке кадров.
Основы теории и методики профессионального образования в сфере туристской деятельности разработаны В.А. Квартальновым. Вопросы кадрового обеспечения туризма в целом и его различных звеньев и структур высококвалифицированными специалистами освещены в трудах учёных и практических работников: И.В. Зорина, И.А. Рябовой, М.О. Немоляевой, С.Е. Чижовой, В.Д. Чепика, А.А. Колмакова , М.М. Маринина, М.А. Морозова и других. В их работах раскрыты особенности образовательного процесса и сформулированы критерии, которые необходимо учитывать при организации профессионального образования и подготовки специалистов для индустрии гостеприимства. Ряд аспектов исследуемой темы нашли отражение в кандидатских диссертациях В.В. Васильева, Е.Н. Гараниной, Е.Н. Ильиной, Е.В. Мошняги.
Проблема развития профессионального самосознания личности обсуждается в отечественной и зарубежной литературе. (Б.Г. Ананьев, Д.А. Андреева, С.Д. Артемов, Л.И. Божович, JI.C. Выготский, О.И. Зотова, Т.К. Кончанин, И.С. Кон, И.К. Кряжева, М.И. Лисина, B.C. Мерлин, С.Л. Рубинштейн, А.И. Силвестру, В.В. Столин и др.) представлены содержательные характеристики понятий «профессиональное самосознание», «профессиональная адаптация», «профессиональная готовность» и др.
Проблема профессиональной готовности личности в контексте становления ее профессионального самосознания и профессиональной идентичности явилась предметом рассмотрения в работах Е.И. Антиповой, З.К. Бакшеевой, Н.М. Гаджиевой, Г.Е. Зборовского, В.Н. Казиева, C.B. Кошелевой, А.К. Марковой, В:Ш. Масленниковой, Дж. Мид, Т.Д. Мироновой, С. Московичи, B.C. Мухиной, Ф.Т. Нги, В.Ф. Петренко, Д.В. Ронзина, Л. Д. Столяренко, И.И. Чесноковой, П.А. Шавир, Е.В. Шороховой, Э. Эриксона и др. Авторами обоснована роль содержания и его структуры как значимых компонентов при формировании готовности к профессиональной деятельности, приведены различные определения- понятия «профессиональное самосознание», раскрыты некоторые подходы к формированию профессионального самосознания в процессе обучения и готовности личности к профессиональной деятельности. Вопросам изучения развития профессионального самосознания в современной профессиональной подготовке в связи с профессиональной направленностью и компетентностью, личностной ориентацией, и самоопределением субъектов обучения. Посвящены работы P.C. Битяновой , А.И. Кочетова , В.Д. Шадрикова, А.И. Шутенко . Построение модели личности менеджера по туризму, систематизация требований к данному специалисту осуществлены в работах Н.И. Зайцевой, Ю.С. Тюнникова, М.А. Мазниченко, А.П. Черватюк и др.
В исследовании А.Х. Чупанова рассматривается система формирования профессиональной культуры будущего менеджера по туризму. Особенности формирования профессионального самосознания специалистов в сфере туризма рассматривались в работе Н.Ю. Веселовой.(2002.) Проблема профилирования культурологической подготовки будущих менеджеров по туризму изучалась в работе О.В. Еремкиной. В исследовании А.А. Клеман предпринята попытка описать пути обеспечения профессиональной направленности коммуникативной подготовки студентов туристского вуза.
На основании выше изложенного были сформированы противоречия:
между выдвижением обществом новых требований к личности менеджера по туризму (стремление к высоким результатам труда, профессиональному мастерству, максимальной самореализации в профессиональной деятельности; приобщение к профессионально значимым ценностям; способность соотносить свою личность с требованиями профессии, образом профессионала; адекватная профессионально-личностная самооценка) и несоответствием этим требованиям практики вузовской подготовки будущего менеджера по туризму;
между необходимостью формирования профессионального самосознания будущих специалистов в области туризма в период их вузовской подготовки и отсутствием теоретических разработок построения процесса развития профессионального самосознания.

Таким образом, практика вузовской подготовки будущих специалистов в области туризма требует значительного совершенствования в плане обеспечения ее направленности на формирование профессионального самосознания студентов, как приоритетного свойства личности. Необходимо теоретическое обоснование направлений такого совершенствования.
противоречие позволили сформулировать проблему: при каких педагогических условиях может быть активизирован процесс развития профессионального самосознания будущих специалистов в област
и туризма в ходе обучения в туристских вузах? – и определить тему диссертационного исследования: «Развитие профессионального самосознания будущих специалистов в области туризма».
Актуальность и проблема исследования определили выбор объекта, предмета и цели диссертации.
Объект исследования – профессиональная подготовка будущих студентов туристского ВУЗа.
Предмет исследования – процесс формирования профессионального самосознания специалиста сферы туризма в ходе педагогической подготовки.
Цель исследования – Разработка направленных на активизацию процесса развитии профессионального самосознания студентов, содержание форм и методов их профессиональной подготовки
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что уровень развития профессионального самосознания у выпускников туристского вуза будет более высоким, если:
1. целенаправленное управление данным процессом основано на научно-теоретической базе, рассматривающей профессиональное самосознание как важнейший конструкт личности и учитывающей специфику, неравномерный и противоречивый характер его развития в профессиональной подготовке студентов туристского вуза;
2. будет разработана модель формирования профессионального самосознания у студентов в туристском вузе, целостно и системно представляющая его процесс и результат в обучении и воспитании студентов;
3. будут выявлены и обоснованные педагогические условия способствующие активизации развития профессионального самосознания будущих специалистов в сфере туризма;
4. будет определена критериальная база оценки развития профессионального самосознания в течение всего периода обучения.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Определить сущность и структуру профессионального самосознания будущего специалиста в области туризма, специфику и характер его развития в профессиональной подготовке туристского вуза.
2. Разработать модель формирования профессионального самосознания в туристском вузе.
3. Выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие развитию профессионального самосознания у будущих специалистов в области туризма.
4. Обосновать уровни и критерии оценки профессионального самосознания, используемых для интерпретации диагностических данных и обеспечивающих обратную связь в процессе управления развитием профессионального самосознания у студентов.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
– философские, социологические и психологические концепции «самосознания» (Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, В.В. Столин, А.Г. Спиркин, И.И. Чеснокова и др.);
– педагогические теории развития профессионального самосознания (Г.С. Батищев, Б.З. Вульфов, М.Т. Громкова, А.С. Гусева, В.В. Давыдов, В.Ф. Петренко, А.А. Простяков, Д.В. Ронзин, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.);
– теоретические положения профессиональной педагогики по совершенствованию процесса подготовки будущих специалистов (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, В.А. Михайловский, Е.Н. Шиянов и др.).
Методы исследования. В соответствии с логикой исследования, для решения поставленных задач использовался комплекс взаимозаменяемых методов: теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; изучение документов и нормативных материалов, определяющих содержание подготовки будущих специалистов в области туризма; наблюдение, интервью, собеседование, методы анкетирования, экспертного оценивания.
Использование данных методов позволило рассмотреть педагогические факты и явления во всей сложности их взаимосвязей и выразить результаты педагогического эксперимента в количественных и качественных показателях.
Этапы и опытно-экспериментальная база исследования. Исследование по теме диссертации проводилось с 2009 по 20012 гг. на базе РМАТ и осуществлялось в три этапа.
На первом этапе (2009–2010гг.) – исследовалось состояние разработанности проблемы развития профессионального самосознания будущих специалистов в педагогической науке и практике, анализировалась практика работы туристских вузов по данному направлению; изучались требования руководящих документов по содержанию и организации профессиональной подготовки в туристских вузах; определялись основные теоретические понятия исследования, выявлялись их специфика и взаимосвязь; разрабатывались содержание и методика констатирующего и формирующего экспериментов; обосновывались педагогические условия развития профессионального самосознания будущих специалистов в области туризма, разрабатывался механизм их создания.
На втором этапе (2010-2011гг.) – были проведены констатирующий и формирующий эксперименты, в ходе которых осуществлялись измерение и оценка исходного уровня развития профессионального самосознания у будущих специалистов в области туризма, создавались педагогические условия, способствующие активизации этой работы, осуществлялся контроль за ходом развития профессионального самосознания студентов на всех этапах профессиональной подготовки.
На третьем этапе (2011-2012гг.) – завершился формирующий эксперимент, проводилась оценка эффективности педагогических условий развития профессионального самосознания у будущих специалистов в области туризма; формулировались выводы, полученные в ходе эксперимента; осуществлялась апробация результатов исследования и внедрение их в практику; завершалось оформление материалов диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем
1. Определена сущность профессионального самосознания как важнейшего конструкта личности будущего специалиста в области туризма, его структура, включающая гностический, рефлексивный и регулятивный компоненты, специфика (смена и приобретение профессиональных ролей в туризме связаны с изменением профессиональной деятельности, активизация рефлексивной деятельности обусловлены высоким напряжением труда в туризме, стремление к самостоятельности профессиональной деятельности. Современное регламентации поведения, обусловлено корпоративной культурой в туризме особенности содержания и организации профессиональной подготовки. Неравномерность проявляющаяся…(дописать)… и противоречивость состоящая в том……(дописать)….. ; Утверждения значимости выбранной профессии, положительно – эмоциональное отношение и оценка его уровню профессионализма.
2. Разработана модель формирования профессионального самосознания студентов туристского вуза представляющая собой системный процесс, раскрывающий во взаимосвязи компоненты самосознания, такие как: мотивационно-ценностный (профессиональные интересы и ценности, стремление заниматься выбранным видом профессиональной деятельности), когнитивный (разносторонние общие и профессионально-необходимые знания, познавательные умения), операционально-деятельностный (умение обоснованно определять и рационально применять пути и способы наиболее эффективного решения профессиональных ситуаций) и регулятивный (отношение к подготовке к будущей профессиональной деятельности), диагностика, методы и формы, направленные на - формирование самооценки студентов.
3. Выявлены и обоснованы педагогические условия (мотивация развития профессионального самосознания, гуманистические взаимоотношения в системе «преподаватель – студент», самостоятельность в учебной деятельности, стимулирование рефлексии), способствующие активизации развития профессионального самосознания будущих специалистов в области туризма;
4. Обоснованы уровни (высокий, средний, низкий) и критерии (знания о требованиях будущей профессии, своих способностях и возможностях; адекватность самооценки; адекватность личностных притязаний) оценки при осуществлении контроля за ходом и результатами развития профессионального самосознания студентов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют и конкретизируют теоретические представления о сущности и структуре профессионального самосознания, его специфике и характере развития в условиях туристского вуза, чем способствуют развитию педагогической концепции профессионально-личностного становления туристских кадров; в теоретическом обосновании возможности целенаправленного воздействия на развитие профессионального самосознания в ходе профессиональной подготовки будущих специалистов в области туризма, педагогических условий активизации этого процесса, что расширяет наши представления о способах подбора наиболее оптимальных педагогических методов, направленных на развитие необходимых личностных качеств будущих специалистов в области туризма; полученные теоретические результаты могут быть использованы для продолжения исследований в области поиска путей совершенствования профессионально-личностных качеств будущих туристских специалистов.
Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью широкого использования предложенных педагогических условий развития профессионального самосознания в профессиональной подготовке будущих специалистов в области туризма в туристских вузах; предложенная автором диагностика позволяет не только объективно оценивать результаты этой работы, но и обеспечивает обратную связь в процессе управления развитием профессионального самосознания студентов; результаты и выводы исследования имеют практическую значимость при составлении учебных планов, программ, методических пособий и рекомендаций по совершенствованию профессиональной подготовки будущих туристских специалистов и могут быть использованы как в вузах, так и в системе переподготовки и повышения квалификации.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются научной аргументированностью исходных теоретических положений; внутренней непротиворечивостью логики исследования; методологической обоснованностью исходных позиций; использованием комплекса взаимозаменяемых методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; системным анализом и синтезом теоретического и эмпирического материала; возможностью репродукции опытно-экспериментальной работы в массовой образовательной практике.
Положения, выносимые на защиту:
1. Профессиональное самосознание рассматривается нами как конструкт личности будущего специалиста в области туризма, выполняющий функцию осознания себя «Я – профессионала» и включающий:
- гностический (знание содержания и требований к человеку будущей профессиональной деятельности, своих способностей и возможностей),
- рефлексивный (самооценка своих знаний, умений, способностей, возможностей, их соответствия будущей профессиональной деятельности, отражение оценок других),
- регулятивный (отношение к себе как к профессионалу, уровень и адекватность притязаний, принятие «себя» другими профессионалами) компоненты.
Развитие профессионального самосознания студентов в условиях туристского вуза обладает спецификой, заключающейся в: смене и приобретении новых социальных ролей; активизации рефлексивной деятельности; стремлении к самостоятельности с одновременной регламентацией поведения; особенностях содержания и организации профессиональной подготовки, отличающейся своеобразием целей и результатов, характером объекта, предмета и средств подготовки.
2. Дидактическая модель формирования профессионального самосознания будущего специалиста в области туризма соответствует структуре целостного педагогического процесса и включает следующие компоненты:
- целевой компонент (цели формирования профессионального интереса, склонности к профессии и профессиональной пригодности сочетаются с целями саморазвития физического, психологического и духовно-нравственного потенциала овладения профессией);
- содержательный компонент (учебный материал отражает представленность профессии в биографиях известных профессионалов в области туризма; педагогические средства обеспечивают опыт увлеченности в профессии, самопознание профессиональной пригодности к деятельности в области туризма и самореализацию в нем; модель поддерживающего обучения обеспечивает успешность преодоления кризисов разочарования в профессии);
-операционально-деятельностный компонент (описание этапов формирования профессионального самосознания будущего специалиста в области туризма на основе этапов формирующего профессиографирования: этап исходной диагностики самосознания, эмоциональный этап формирования отношения к деятельности в области туризма, рациональный этап самопознания и саморазвития профессиональной пригодности, эмпирический этап производственной практики);
- аналитико-результативный (критерии и показатели сформированности профессионального самосознания: субъективные: устойчивость профессионального интереса к деятельности в области туризма; выбор видов деятельности в области туризма; целостность образа профессии ; целостность образа профессионала «успешный специалист в области туризма»; объективные: полнота профессиограммы специалиста в области туризма; количественные данные тестирования стандартных профессиональных способностей к деятельности в области туризма. Развитие профессионального самосознания будущих специалистов в области туризма диагностируется по трём уровням (высокому, среднему, низкому) и оценивается по следующим критериям:
- знания о требованиях будущей профессии, своих возможностях и способностях (гностический компонент);
- уровень и адекватность самооценки (рефлексивный компонент);
- уровень и адекватность личностных притязаний (регулятивный компонент). Показателями количественной оценки критериев выступают: коэффициент уровня знаний о профессии и о себе; коэффициент корреляции уровня самооценки личности; целевое отклонение как показатель количественной характеристики уровня притязаний.
3. Необходимыми для активизации развития профессионального самосознания педагогическими условиями выступают:
сформированность мотивации развития профессионального самосознания;
наличие гуманистических взаимоотношений в системе «преподаватель–студент», «студент- студент», «работодатель-студент» и другие;
предоставление студентам большей самостоятельности в учебной деятельности;
стимулирование рефлексивной деятельности будущих специалистов в области туризма.
Эффективность реализации модели обеспечивается совокупностью
педагогических условий, таких как: включённость студентов в разнообразные формы внеаудиторных занятий и практик, направленных на формирование самосознания; разработанность диагностического аппарата самосознания студентов по изучаемым предметам в рамках учебно-профессиональной деятельности; направленность учебно-профессиональной деятельности на формирование самосознания студентов; подготовленность профессорско-преподавательского состава к обучению студентов самосознанию.
Апробация и внедрение основных положений и выводов исследования осуществлена во многих регионах Российской Федерации (Московская и Калужская области, Краснодарский край) и получила положительную оценку Всероссийского народного туристского общества; на Международной научной конференции «Культурный туризм для мира и развития» (Москва, 2011).
В целом, педагогические условия развития профессионального самосознания будущих специалистов в области туризма в ходе профессиональной подготовки рассматривались и апробировались на годичных собраниях РМАТ, в деятельности филиалов академии расположенных в регионах Российской Федерации, на собраниях Московской международной академии детско-юношеского туризма.
Внедрение результатов исследования осуществлялось системой публикаций, чтением лекций, проведением практических занятий по подготовленным нами программам и учебно–тематическим планам на курсах Российской международной академии туризма, в студенческих коллективах факультетов, институтов, образовательных центров и филиалов, осуществляемой кураторами учебных групп, индивидуально–договорной деятельности с профессорско–преподавательским составом академии, проведением массовых, индивидуальных и групповых форм мероприятий профессионально-этической подготовки будущих менеджеров туризма.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений, содержит рисунка и таблиц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность проблемы исследования, излагаются его цели, задачи, гипотеза, объект и предмет; сформулированы положения, выносимые на защиту; представлены экспериментальная база и логика исследования; раскрываются научная новизна, теоретическая, практическая значимость работы и ее достоверность; выделены формы апробации и внедрения результатов исследования в практику.
В первой главе «Педагогические основания исследования проблем профессионального самосознания студентов туристского вуза» раскрываются проблемы и цели исследования проблем профессионального самосознания студентов туристского вуза в современном обществе; анализируются особенности профессионального самосознания студентов туристском вузе; рассматривается сущность и содержание понятия профессиональное самосознание в психолого-педагогических исследованиях; отражаются критерии оценки профессионального самосознания студентов туристского вуза.
Понятие «профессиональное самосознание», как правило, изучается в контексте профессионального развития личности, или развития личности в профессии (И.В. Вачков, А.А. Деркач, Э.Ф. Зеер, Л.М. Митина, О.В. Москаленко, Е.А. Семенова и др.). В целом можно говорить о совпадении структур и компонентов самосознания и профессионального самосознания личности с той оговоркой, что профессиональное самосознание – более узкое понятие и все его структурные компоненты рассматриваются по отношению к профессиональной деятельности субъекта (Л.М. Митина). Исходя из общего понимания самосознания, правомерно утверждать, что профессиональное самосознание – это осознание личностью своих профессиональных ценностей и мотивов, самооценка себя как профессионала и готовность действовать в профессиональной среде согласно результатам этого осознания.
Образ профессионала, являющийся одним из компонентов профидентичности, складывается в единую систему к концу обучения в ВУЗе. Входящие в его состав профессионально важные качества личности профессионала в области туризма изменяются от обусловленных внешней мотивацией и ориентированных на внешнюю оценку, к внутренне мотивированным, позволяющим профессионалу сначала «управлять собой как личностью», а в дальнейшем «управлять собой как профессионалом».
Профессиональное самосознание, определяющее процесс становления профидентичности, характеризуется постепенным расширением представлений студентов о профессиональных ролях профессионала в области туризма, включением в его состав как факторов, связанных с развитием профессиональных навыков, так и факторов, связанных с наличием или отсутствием определенных личностных качеств. В процессе обучения происходит соотнесение образа «Я» с образом профессионала, способствующее становлению профессиональной идентичности.
Во второй главе « Модель формирования профессионального самосознания студентов туристского вуза» исследованы этапы формирования профессионального самосознания студентов туристского вуза предложена тренинговая лаборатория как условия по развитию профессионального самосознания студентов туристского ВУЗа. Представлены результаты опытно – экспериментальной работы по проверке модели формирования профессионального самосознания студентов туристского ВУЗа.
Проведённый теоретический анализ сущности и структуры профессионального самосознания, процесса его развития в ходе профессиональной подготовки в туристском вузе показал, что данное явление, с одной стороны, имеет сложную структуру а, с другой, выступает как целостность в структуре личности студента. Поэтому его диагностика может осуществляться по трём уровням (высокому, среднему, низкому) и оцениваться по следующим критериям: гностический компонент – по уровню знаний о требованиях будущей профессии, своих возможностях и способностях; рефлексивный компонент – по уровню и адекватности самооценки; регулятивный компонент – по уровню и адекватности личностных притязаний студента.
Низкий уровень характеризуется удовлетворительными знаниями студента о требованиях будущей профессии, неумением (а порой, и нежеланием) решать стоящие перед ним задачи, низким, в отдельных случаях, неадекватно завышенным/заниженным уровнем самооценки, неадекватно низким/высоким уровнем притязаний.
Средний уровень характеризуется хорошими знаниями о требованиях будущей профессии, о своих способностях и возможностях, умением решать стоящие перед студентом учебные и служебные задачи, но отсутствием желания выполнять их в полном объеме и самостоятельно, средним/высоким адекватным уровнем самооценки, средним адекватным уровнем притязаний.
Высокий уровень характеризуется полными, всесторонними, глубокими знаниями о требованиях будущей профессии, о своих способностях и возможностях, умением самостоятельно, инициативно, с высоким качеством решать стоящие задачи, высоким/средним адекватным уровнем самооценки, адекватным уровнем притязаний.
Оценка уровней осуществляется комплексом диагностических методов и приёмов, с помощью которых можно установить конкретные количественные параметры каждого компонента и одновременно проследить его динамику как целостного явления в ходе профессиональной подготовки. Схема оценки представлена в табл.1.
Разработка диагностического инструментария измерения и оценки уровня развития профессионального самосознания позволила нам провести опытно-экспериментальную проверку эффективности обоснованных выше педагогических условий.
На формирующем этапе эксперимента были отобраны учебные дисциплины, структурированы средства дидактической модели соответственно этапам формирования профессионального самосознания у студентов, организована деятельность студентов экспериментальной группы.
Профессиональное самосознание будущего специалиста в области туризма – это системное качество личности, развивающееся в обучении и интегрирующее такие компоненты, как
мотивационно-ценностный (профессиональные интересы и установки, стремление заниматься выбранным видом профессиональной деятельности),
когнитивный (общие и профессиональные знания, умения),
эмоционально-оценочный (адекватная оценка качества и уровня профессиональной подготовленности),
операционально-деятельностный (умение обоснованно определять и применять способы эффективного решения профессиональных ситуаций),
регулятивный (отношение к подготовке к будущей профессиональной деятельности) (табл. 1).
Профессиональное самосознание студента характеризуется спецификой в сравнении с уже работающими специалистами: оно представляет собой учебно-профессиональное самосознание, больше ориентированное на осознание себя в качестве студента и лишь по мере освоения профессии преобразующееся в собственно профессиональное самосознание специалиста. Мы констатируем процессуальность развития профессионального самосознания будущего специалиста в области туризма как переход с низкого уровня, на средний и высокий на протяжении обучения в ВУЗе.
Низкий уровень развития профессионального самосознания характеризуется фиксацией мыслей, чувств и действий в определенном предметном содержании и представляет собой этап накопления материала самосознании, проявляется в форме отражения, позволяет запечатлеть и удержать в сознании представления о предстоящей профессиональной деятельности как разрозненные впечатления. Уровень отличается удовлетворительными знаниями студента о требованиях будущей профессии, неумением (а порой, и нежеланием) решать стоящие перед ним задачи, низким, в отдельных случаях, неадекватно завышенным/заниженным уровнем самооценки, неадекватно низким/высоким уровнем притязаний.
Средний уровень характеризуется познанием логико-смысловых связей и структуры взаимодействия участников профессиональных ситуаций, своего поведения в них; требований будущей профессии, своих способностей и возможностей, умением решать учебные и служебные задачи, но отсутствием желания выполнять их в полном объеме и самостоятельно, средним/высоким адекватным уровнем самооценки, средним адекватным уровнем притязаний.
На высоком уровне субъект профессионального самосознания активно и творчески осуществляет проектирование профессиональных ситуаций и своей роли в их разрешении; обладает полными, всесторонними, глубокими знаниями о требованиях будущей профессии, о своих способностях и возможностях, умением самостоятельно решать задачи, высоким/средним адекватным уровнем самооценки, адекватным уровнем притязаний.
Переход с одного уровня самосознания на другой обеспечивает целостность активности личности: фиксация (низкий) → исследование (средний) → проект (высокий).
Таким образом, профессиональное самосознание студента – это системное, интегративное (включающее мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-оценочный, операционально-деятельностный и регулятивный компоненты) и динамически изменяющееся (характеризующееся объектным, задачным, проблемным уровнями) качество личности, развивающееся в процессе профессионального обучения.
Таблица 1
Содержательные характеристики динамики компонентов профессионального самосознания студента
УРОВНИ
Низкий Средний Высокий
КОМПОНЕНТЫ мы поменяли на КРИТЕРИИ Мотивационно-ценностный
Осознание необходимости ЗУНов как предметного инструментария деятельности в области туризма
Потребность в овладении прикладными умениями для решения конкретных профессиональных задач в области туризма
Личностный смысл и осознание ценности ЗУНов, ориентация на их творческое применение в будущей профессии в области туризма
Когнитивный Необходимый объем общепрофессиональных ЗУНов на репродуктивном уровне их применения. Умения обнаруживать и формулировать содержание конкретных профессиональных ситуаций в области туризма Умения устанавливать логико-смысловые связи заданных ситуаций, владение алгоритмами решения типовых профессиональных задач.
Развитие операционального мышления Творческое, эвристическое применение ЗУНов в решении профессиональных задач в области туризма.
Развитие творческого мышления
Эмоционально-оценочный Недифференцированный позитивный интерес к выбранной профессии на основе общих представлений о ее содержании, значимости, престижности
Дифференцированные интересы в соответствии с направлениями работы специалиста в области туризма, необходимыми для нее профессионально-значимыми качествами и собственной личностной направленностью Стремление стать профессионалом в области туризма путем развития у себя профессионально-значимых качеств на основе их реалистичной самооценки, формирующейся в обучении
Операционально-деятельностный Умение решать профессиональные задачи репродуктивного характера: узнавание изучаемых объектов, воспроизведение определений, правил и методов решения отдельных профессиональных задач по готовому алгоритму Умение решать задачи репродуктивно-продуктивного характера на некотором множестве объектов, подобных изученным, по создаваемому и обосновываемому алгоритму Умение решать профессиональные задачи путем добывания объективно-новой информации и самостоятельного конструирования своей деятельности (творческой / исследовательской)
Регулятивный Общие представления о профессионально-значимых качествах специалиста в области туризма Умения самоконтроля, самоанализа и самооценки наличия профессионально-значимых качеств специалиста в области туризма Активная субъектная позиция в процессе профессионального обучения, стремление к профессиональному самосовершенствованию в области туризма

6. Выделим компоненты, которые оказывают непосредственное влияние на развитие профессионального самосознания студентов туристского ВУЗа.
Во-первых, это обучение и воспитание не отдельной личности, а трудового коллектива, подготовка его к совместной, коллективной профессиональной деятельности, происходит осознание «Я – профессионала» и «Я – члена особого по задачам коллектива».
Во-вторых, профессиональное обучение имеет практическую направленность, ценность которой проявляется в возможности выполнения профессиональной задачи, при этом существует неопределённость временного интервала между приобретением профессиональных знаний и умений и их применением в реальной обстановке, что требует осознания необходимости сохранения знаний и умений в течение длительного времени.
В-третьих, обучение осуществляется в условиях сочетания учебной и практической деятельности, отсюда вытекает задача повышения обучающего и воспитывающего воздействия профессиональной практической деятельности в развитии профессионального самосознания.
В-четвертых, в туристских ВУЗах включённость в профессиональную деятельность студентов должна начинаться с первого дня их прибытия и, расширяясь, продолжаться до момента выпуска, делая процесс развития профессионального самосознания непрерывным.
В-пятых, обучение должно включать государственный и региональный компоненты.
В-шестых, уровень подготовленности выпускников туристского вуза, их осознания себя профессионалом в области туризма, должен позволять с первого дня профессиональной деятельности выполнять должностные обязанности.
Данные характерные черты создают особый и не всегда положительный фон процессу развития профессионального самосознания: у отдельных студентов могут вызвать нежелательные изменения в деятельности: утрату внутренней организованности, смещение или потерю цели, ослабление активности и снижение уровня работоспособности, приостановку учения, отказ, срыв. Поэтому их необходимо учитывать в процессе развития профессионального самосознания, чтобы минимизировать возможные негативные последствия, и максимально использовать для активизации развития профессионального самосознания.
Исходя из вышеизложенного, под профессиональным самосознанием мы понимаем важнейший конструкт личности будущих специалистов в области туризма, осознание ими себя как будущих специалистов, отвечающих общим требованиям к подготовленности специалистов в области туризма и способных к выполнению обязанностей по первичному должностному предназначению.
Определение «профессионального самосознания» через термин «конструкт» позволит нам, не нарушая методологических требований системного и деятельностного подходов, провести относительное обособление феномена «профессиональное самосознание» от других элементов личности, чтобы выделить его структурные компоненты, рассмотреть процесс его развития в сложившейся системе профессиональной подготовки.
В структуре профессионального самосознания мы выделяем гностический (знание содержание способностей и возможностей), рефлексивный (самооценка своих знаний, умений, способностей и возможностей, их соответствия (несоответствия) будущей профессиональной деятельности, отражение оценок других), регулятивный (отношение к себе как к профессионалу, уровень сформированности притязаний, принятие «себя» профессионалами) компоненты.
Эффективность развития профессионального самосознания будущих специалистов в области туризма зависит от многих факторов объективного и субъективного характера, в том числе и от наличия необходимых для этого педагогических условий в процессе профессиональной подготовки.
Мы определили условия, необходимые для развития профессионального самосознания:
– сформированность мотивации развития профессионального самосознания.
Приемами создания данного педагогического условия, на наш взгляд, выступают: формирование положительных мотивационных установок, обеспечение системой знаний и умений по развитию профессионального самосознания, актуализация потребностей по его развитию.
– наличие гуманистических взаимоотношений в системе «преподаватель – студент» возможно с помощью: организации реального педагогического взаимодействия с студентами в ходе профессиональной подготовки; учёта их индивидуальных особенностей; распределения внимания между всеми студентами во время занятий, практик, внеучебное время; установления личного контакта с каждым студентом; справедливого поощрения (наказания) студентов; установления доброжелательных и доверительных взаимоотношений с ними.
– предоставление студентам большей самостоятельности в учебной деятельности.
– стимулирование рефлексивной деятельности студентов путем создания дидактических ситуаций взаимодействия в ходе учебных занятий (ценностно-смыслового выбора, ориентировочные, аналитические, критического анализа, самооценки, самопрезентации, экспертизы), разработка индивидуальных для каждой группы студентов (с адекватной, заниженной, завышенной самооценкой) рекомендаций по развитию профессионального самосознания, ведение студентами дневников профессионального роста в ходе выполнения служебных обязанностей, применение комплекса учебно-профессиональных задач (аналитических – на осознание наблюдений из собственного опыта, сущности и значимости того или иного знания для профессиональной деятельности; конструктивных – со свободой (с ограничением) выбора методов и средств решения; операционных – ролевые профессиональные импровизации, этюды, разрешение профессиональных парадоксов).
Эффективность предлагаемых педагогических условий была проверена в ходе опытно-экспериментального исследования.
Концептуальной основой модели развития профессионального самосознания студента стала совокупность методологических подходов. С позиций системного подхода профессиональное самосознание студента рассматривается как система, в которой все ее компоненты формируются во взаимодействии при переходе с одного этапа развития на другой, что, в свою очередь, представляет собой систему. В рамках личностно-деятельностного подхода обосновывается переход внешней деятельности студента во внутренний план его сознания благодаря общему механизму интериоризации: формируемые профессионально значимые умения и навыки преобразуются в компетентность в решении профессиональных задач, которая становится достижением и достоянием личности студента, обеспечивая развитие его профессионального самосознания. Положения контекстного подхода реализовывались нами в определении методических путей развития профессионального самосознания студента будущего специалиста в области туризма в процессе обучения в ВУЗе.
В ходе опытно-экспериментальной работы обосновано и апробировано применение проблемного метода и метода системы инвариантов, направленных на формирование у студента творческого подхода к решению профессиональной задачи, готовности использовать получаемые знания и умения для разрешения специальных профессиональных ситуаций. Методы дискуссии, диспута, мозгового штурма, применявшиеся в формирующем эксперименте, ориентировали студентов на работу в команде с одной стороны, и на самостоятельный поиск нужного решения – с другой, способствуя также их включению в научно-исследовательскую деятельность.
Апробация модели развития профессионального самосознания студента в процессе обучения в туристском вузе была неразрывно связана с реализацией второго и третьего педагогического условия – созданием и апробированием специального учебно-методического обеспечения, ориентированного на развитие профессионального самосознания.
Опытно-экспериментальная работа включала экспериментальная апробация структурно-функциональной модели развития профессионального самосознания студента.
Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию профессионального самосознания студента.
Результативность опытно-экспериментальной работы определялась путем сравнительного анализа результатов констатирующего этапа до эксперимента с данными, полученными по окончании опытно-экспериментальной работы в сравнении с контрольной группой.
Анализ результатов показывает, что на начальных курсах обучения в ВУЗе уровень профессиональной мотивации как в контрольной группе, так и по окончании опытно- экспериментальной работы снижается в результате снижения интереса студентов к процессу обучения и к профессии в целом, спонтанности и неосознанности выбора профессии, сложной ситуации на рынке труда, разочарования в социальной эффективности выбранной профессии и т.д.

Рис. 2. Динамика мотивов выбора профессии
в контрольной и экспериментальной группах в %
Таблица 2
Показатели динамики мотивов выбора профессии в контрольной и экспериментальной группах
Вид мотива Результаты до эксперимента (ЭК), % Контрольная группа (Кг), % Результаты после эксперимента ( Эг) %
Внутренние социально-значимые мотивы (С) 83,1 54,8 71,8
Внутренние индивидуально-значимые мотивы(И) 87 70,2 78,2
Внешние положительные мотивы (П) 47,5 40,5 45,3
Внешние отрицательные мотивы(О) 16,4 15,5 7,3

По окончании опытно- экспериментальной работы в сравнении с контрольной группой снижение мотивации выражено меньше (внутренние социально-значимые мотивы на 17%, индивидуально-значимые – на 8%, внешние положительные – на 4,8%).
Наличие внешних отрицательных мотивов снизилось на 8,2%, что указывает на большую эмоциональную стабильность и укрепление профессиональных мотивов студентов группы окончании опытно - экспериментальной работы в сравнении с контрольной группой и позволяет сделать вывод о положительном влиянии проводившейся нами опытно-экспериментальной работы.
Корреляционный анализ показал:
– уровень профессиональной мотивации в окончании опытно- экспериментальной работы выше, чем в контрольной группе;
– испытуемые в окончании опытно- экспериментальной работы с более высоким уровнем социально-значимых мотивов имеют и высокий уровень индивидуально-значимых и внешних положительных мотивов;
– внешние положительные мотивы, в свою очередь, влияют на рост индивидуально-значимых мотивов (доказано по критерию Пирсона на уровне значимости p<0,05).
При изучения регулятивного компонента в соответствии критерием – способность к рефлексии, использовались методики диагностики профессиональной направленности личности, субъектного отношения и подготовки к будущей профессиональной деятельности (анкета Н.М. Аксеновой, тест Голланда). Испытуемые группы окончании опытно- экспериментальной работы более уверены в правильности своего профессионального выбора, чем испытуемые в контрольной группе, о чем свидетельствуют данные таблицы 3.
Таблица 3
Показатели уровня уверенности в правильности выбранной
профессии у студентов
Уверенность в правильности выбранной профессии Результаты до эксперимента (ЭК), % Контрольная
группа (Кг), % Результаты после эксперимента ( Эг) %
Полностью уверены в выборе 56,5 45 54,6
Твердо решили работать по специальности 57 38,7 46,4
Мы видим большую стабильность в формировании профессиональных намерений по окончанию опытно- экспериментальной работы, что выявленные различия обусловлены более глубоким личностным осмыслением будущей профессии студентами экспериментальной группы.
Изменения в эмоционально-оценочном компоненте рассматривались в опытно-экспериментальной работе, учитывая критерий динамики профессионального самосознания – адекватная самооценка, по методике самооценки (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн), позволяющей определить представления студентов о качествах профессионала. Портреты профессионала в области туризма, составленные студентами по окончании опытно- экспериментальной работы, ближе к эталонному; в них равномерно выделяются качества каждого из блоков: мотивационно-ценностного, эмоционально-волевого, рефлексивного, когнитивного, операционально-практического.
Показатели величины значения ранговой корреляции Спирмена между эталонными качествами профессионального профессионала в области туризма и оценкой студентами их наличия у себя отражены в таблице 4
Таблица 4
Показатели уровня самооценки развития профессионально значимых качеств у студентов
Уровень самооценки Результаты до эксперимента, % Контрольная
группа, % Результаты после эксперимента, %
заниженная <0,2 39,7 40,2 39,4
адекватная 0,2–0,7 50,1 46,4 55,1
завышенная >0,7 10,2 13,4 5,5

Согласно приведенным данным, по окончании опытно- экспериментальной работы увеличилось число студентов с адекватной самооценкой за счет снижения числа испытуемых с завышенной самооценкой. Это означает, что студенты после эксперимента, реалистичнее оценивают свои личностные качества применительно к будущей профессии, чем студенты контрольная группа.
Сформированность когнитивного компонента профессионального самосознания исследовалась в соответствии с критерием динамики профессионального самосознания – активность в овладении навыками будущей профессии, с помощью разработанной нами анкеты экспертной оценки преподавателей общепрофессиональных и специальных дисциплин (3-ий курс).
По результатам анкетирования выявлен высокий уровень различий в контрольной группе и окончании опытно- экспериментальной работы по следующим параметрам:
Таблица 5
Показатели уровня самооценки по основным параметрам
Параметры самооценки Контрольная группа, % Результаты после эксперимента, %
Активность студентов на занятиях 43,2 57,5
Интерес к изучаемым дисциплинам 48,2 58
Интерес к научно-исследовательской работе 23,9 34,5
Глубина подготовки к занятиям 43,2 52,3
Способность к междисциплинарной интеграции полученных знаний 40,3 52,3
Способность к творчеству 52,3 43,2

Данные подтверждают положительный эффект опытно-эксприментальной работы в развитии профессионального самосознания студента.
Для анализа динамики операционально-деятельностного компонента использовались показатели успеваемости студентов 1-2-го курсов, коррелирующие в нашем исследовании, с одной стороны, с уровнями задач качественно различной сложности, с другой – с уровнями развития профессионального самосознания студента (табл. 6).
Таблица 6
Показатели успеваемости студентов
курс уровень Кг Эг
1 курс низкий 57,3% 59,1%
средний 28,2% 22,8%
высокий 14,5% 18,1%
средний балл 3,52±0,07 3,59±0,06
2 курс низкий 58,8% 30,5%
средний 29,4% 44%
высокий 11,8% 30,5%
средний балл 3,53±0,1 3,95±0,06


Показатели успеваемости студентов 1 курса Показатели успеваемости студентов 2 курса

Выделенные низкий, средний и высокий уровни соответствуют оценкам «удовлетворительно», «хорошо», «отлично» и умениям решать профессиональные задачи репродуктивного, смешанного (репродуктивно-продуктивного) и продуктивного характера. Полученные результаты подтверждают закономерность изменений в профессиональном самосознании студентов экспериментальной группы, их обусловленность реализацией выделенных в нашем исследовании педагогических условий.
Это дает основание считать, что поставленные в исследовании задачи решены, выдвинутая теоретическая гипотеза нашла практическое подтверждение.
В заключении приводятся результаты проведенного диссертационного исследования, которые подтверждают основные положения, сформулированные в гипотезе, что позволяет по итогам выполненного исследования сформулировать следующие выводы:
Основные выводы исследования:
1. Изучение теории и практики развития профессионального самосознания студента подтверждает актуальность этой проблемы, обусловленной потребностью общества в специалисте, обладающем профессиональной компетенцией, адекватно оценивающем себя как профессионала и способном к дальнейшему самообразованию и самореализации в условиях рынка труда.
2. Педагогическая сущность понятия «профессиональное самосознание студента» уточнена за счет его определения как интегративного качества личности, представляющего систему мотивационно-ценностного, когнитивного, эмоционально-оценочного, операционально-деятельностного и регулятивного компонентов, динамически изменяющегося с низкого на средний, а затем на высокий уровни.
2. Необходимыми для активизации развития профессионального самосознания педагогическими условиями выступают:
- сформированность мотивации развития профессионального самосознания;
- наличие гуманистических взаимоотношений в системе «преподаватель–студент», «студент-студент», «работодатель- студент» и другие;
- предоставление студентам большей самостоятельности в учебной деятельности;
- стимулирование рефлексивной деятельности студентов.
4. Дидактическая модель формирования профессионального самосознания будущего специалиста в области туризма соответствует структуре целостного педагогического процесса и включает следующие компоненты:
- целевой компонент (цели формирования профессионального интереса, склонности к профессии и профессиональной пригодности сочетаются с целями саморазвития физического, психологического и духовно-нравственного потенциала овладения профессией);
- содержательный компонент (учебный материал отражает представленность профессии в биографиях известных профессионалов в области туризма; педагогические средства обеспечивают опыт увлеченности в профессии, самопознание профессиональной пригодности к деятельности в области туризма и самореализацию в нем; модель поддерживающего обучения обеспечивает успешность преодоления кризисов разочарования в профессии);
- операционально-деятельностный компонент (описание этапов формирования профессионального самосознания будущего специалиста в области туризма на основе этапов формирующего профессиографирования: этап исходной диагностики самосознания, эмоциональный этап формирования отношения к деятельности в области туризма, рациональный этап самопознания и саморазвития профессиональной пригодности, эмпирический этап производственной практики);
- аналитико-результативный (критерии и показатели сформированности профессионального самосознания: субъективные: устойчивость профессионального интереса к деятельности в области туризма; выбор видов деятельности в области туризма; целостность образа профессии; целостность образа профессионала «успешный специалист в области туризма»; объективные: полнота профессиограммы специалиста в области туризма; количественные данные тестирования стандартных профессиональных способностей к деятельности в области туризма.
Проверка эффективности спроектированных и реализованных нами в опытно-экспериментальной работе педагогических условий развития профессионального самосознания студента в процессе освоения им профессиональных знаний – учет субъектных и объективных факторов осуществляемого процесса; применение специального учебно-методического обеспечения – подтвердила действенность названных условий на высоком уровне значимости.