Проблемы организации и проведения административного расследования незаконного перемещения товаров через таможенную границу. Заказать магистерскую диссертацию

Анализируя вопросы, связанные с осуществлением административного расследования нарушения таможенных правил, необходимо отметить, что большинство проблем, возникающих в этой связи так или иначе связано с несовершенством правовой базы.
Так, как было указано в предыдущих частях работы административное расследование как правовой институт, целью которого является эффективная организация и осуществление правоохранительной деятельности регулируется нормами преимущественно национального законодательства. В тоже время таможенный режим современной Российской Федерации регламентируется в соответствии с Таможенным Кодексом Таможенного союза. В этой связи необходимость унификации норм государств, входящих в Таможенный союз, в том числе и в отношении правоохранительной деятельности является настоятельной необходимостью. Именно нерешенность указанного вопроса к настоящему времени является первой проблемой, связанной с регламентацией осуществления административного расследования правонарушений в области таможенного дела.
Кроме того, и в рамках национального законодательства имеет место быть масса всевозможных недоработок. В рамках настоящей работы перечислим лишь некоторые из них.
В первую очередь, в действующем законодательстве неоднозначно определен вопрос об определении необходимых процессуальных действий на начальном этапе административного расследования. В частности, остается неясным является ли обязательным условием для начала административного расследования оформления протокола об административном
правонарушении. В юридической науке высказываются различные мнения на данный счет.
Исследователь В.Д. Сорокин, анализируя данный вопрос, констатирует, что «проведению административного расследования обязательно должен предшествовать протокол об административном правонарушении». По мнению указанного автора, «составление протокола об административном правонарушении - это всегда первичное процессуальное действие, являющееся необходимым юридическим основанием для проведения всех последующих процессуальных действий, из которых складывается процедура производства по делу об административном правонарушении». На наш взгляд, нет оснований для того, чтобы согласиться с данным утверждением. В этой связи следует отметить, что формулировка нормы ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ не вводит условие обязательного составления протокола в момент выявления административного правонарушения. В ней говорится лишь о необходимости обязательного составления протокола по каждому выявленному факту противоправного деяния, по которому возбуждено дело об административном правонарушении. Протокол не составляется только при возбуждении дел об административных правонарушениях прокурором (ст. 28.4 КоАП) или при назначении административного наказания без составления протокола за незначительные нарушения (ст. 28.6 КоАП).
Другими словами, производство по факту об административном правонарушении требует обязательного составления (за исключением особо оговоренных случаев) соответствующего протокола, но это не означает, что такой протокол должен составляться именно на стадии выявления факта правонарушения.
Кроме того, как справедливо указывает исследователь Д.Н. Бахрах, на этапе становления системы административно-правового регулирования в РФ протокол о совершении административного нарушения признавался документом, фиксирующим окончание административное расследование.37
Неясности в данном вопросе создают конкретные организационные проблемы при осуществлении административного расследования нарушения таможенных правил, связанных с незаконным перемещением товаров через границу, поскольку, во-первых, подразделения, ответственные за его проведения не имеют однозначного представления о процессуальной схеме осуществления расследования, а во-вторых, без составления протокола об административном правонарушении по сути невозможно осуществлять конкретные следственные действия в отношении лица или круга лиц, поскольку правовые основания для этого фактически отсутствуют. Очевидно, что указанные обстоятельства создают серьезные проблемы в контексте осуществления правоохранительной деятельности таможенными органами.
В тоже время следует отметить, что в действующем административном законодательстве существуют возможности для проведения административного расследования вне зависимости от составления протокола о правонарушении.
Так, в частности, формальная констатация факта административного правонарушения может быть произведена не только протоколом об административном правонарушении, но и иными документами, указанными в ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ. При проведении административного расследования факт выявления административного правонарушения подтверждается определением или постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении.
Важность данного обстоятельства определяется, в первую очередь, тем, что определение (постановление) о возбуждении дела об административном правонарушении, в отличие от протокола, содержит несколько усеченный перечень обязательных элементов. Это объясняется тем, что на момент составления определения в распоряжении соответствующего должностного лица имеются только данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. 38
Полная картина произошедшего может быть восстановлена только в ходе административного расследования, по результатам которого станет возможной подробная характеристика нарушения, которая, в свою очередь, и будет занесена в протокол.
Другими словами, на наш взгляд, целесообразно на законодательном уровне определить значение составления административного протокола как завершающего процессуального действия в рамках осуществления административного расследования.
Другой правовой проблемой, возникающей в связи с проведением административного расследования в целом и в связи с нарушениями таможенных правил в частности, является вопрос об обеспечении права подозреваемых на получение квалифицированной юридической помощи.
Так, в соответствии со статьей 25.5. КоАП РФ защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении только с момента составления протокола об административном правонарушении. Единственное исключение для данного правила предусмотрено в случае административного задержания физического лица в связи с административным правонарушением - здесь защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента административного задержания. Не предусмотрена действующим законодательством и процедура обязательного ознакомления участников производства по делу об административном правонарушении с составом должностных лиц, которым надлежит проводить административное расследование по выявленному факту. В результате лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также другие участники этого производства фактически лишаются права заявлять отвод лицу, ведущему административное расследование.
Естественно, что указанные проблемы в контексте осуществления административного расследования опасного правонарушения, связанного с незаконным перемещением товаров через границу, негативно влияют на его результаты. Так, например, отсутствие квалифицированной юридической помощи у подозреваемых в период их административного задержания, а также в случае изъятия средств совершения правонарушения может привести к их отказу сотрудничать с уполномоченными органами, а в итоге - к аппеляции на решение по делу и даже к встречному иску, связанному с компенсацией морального вреда.
Еще одной существенной проблемой организации и проведения административного расследования отмеченного состава административных правонарушений является отсутствие у таможенных органов административной юрисдикции правовых возможностей для осуществления многих процессуальных процедур. Так, например, в действующем КоАП РФ нет не только процессуальных норм, определяющих порядок проведения допросов, но ни разу не упоминается и само понятие «допрос». Лишь дважды встречается понятие «опрос» применительно к процедуре опроса несовершеннолетнего свидетеля. При этом по смыслу статьи 25.6 КоАП РФ опрос свидетелей проводится субъектами административной юрисдикции на процессуальных стадиях рассмотрения дела либо рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
Учитывая указанную квалификацию административных правонарушений, связанных с незаконным перемещением товаров на территорию РФ, допрос представляется важнейшим процессуальным действием в ходе проведения административного расследования. В этой существует насущная потребность в более детальном правовом регулировании как нормами процессуального, так и нормами материального права института допроса лиц, являющихся участниками производства по делу об административном правонарушении, осуществляемого в форме административного расследования. Необходимо ввести это понятие в действующее административное законодательство и тщательным образом урегулировать взаимосвязи процессуальных норм, направленных на реализацию этого административно-правового института.
Рассматривая пробелы административно-процессуального законодательства применительно к проведению административного расследования, нельзя обойти стороной очень важный из них - отсутствие действующих правовых механизмов истребования сведений, необходимых для установления обстоятельств административного правонарушения. Следует указать на то, что Кодексом РФ об административных правонарушениях не предусмотрены однозначно сформулированные полномочия должностных лиц, проводящих расследование, по истребованию сведений. Как видно из вышеперечисленных норм КоАП РФ, определения об истребовании сведений могут быть вынесены лишь на процессуальных стадиях подготовки к рассмотрению, собственно рассмотрения дела и при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. Норма статьи 26.10 о том, что определение об истребовании сведений вправе вынести «судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении», не конкретизирует, на какой стадии рассмотрения дела выносится это определение. Поэтому не ясно, вправе ли лицо, уполномоченное возбуждать дела об административных правонарушениях, выносить определения об истребовании сведений на процессуальной стадии проведения административного расследования.
В связи с вышесказанным, следует согласиться с мнением о том, что без подобных полномочий весьма проблематично получить «необходимые сведения», содержащиеся в документах, принадлежащих юридическому лицу, если расследование проводится по факту правонарушения, совершенного юридическим лицом.39
Таким образом, во многих случаях фактически отсутствует возможность привлечения к ответственности за непредставление сведений (информации). В то же время получить эти доказательства в рамках административного расследования в принудительном порядке (подобно тому, как это осуществляется при выемке документов при проведении предварительного расследования) практически невозможно.
Кроме того, несмотря на то, что административным законодательством предусмотрен институт изъятия вещей и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении досмотров, правовой механизм осуществления подобного изъятия (рассматриваемого как мера административного принуждения, то есть осуществляемая в ходе административного расследования в принудительном порядке) в законодательстве отсутствует.
Из вышеизложенного видно, что должностные лица, расследующие правонарушения в рамках дел, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, фактически не располагают реальными полномочиями по истребованию (получению) необходимых сведений (дополнительных материалов, в том числе документов) для использования их в качестве доказательств.
Очевидно, что указанные аспекты в связи с квалифицирующими признаками правонарушений, связанных с незаконным перемещением товаров через границу РФ может привести к фатальным последствиям в контексте результативности административного расследования.
Кроме проблем, связанных с правовым регулированием проведения административного расследования указанных правонарушений существуют и общеорганизационные проблемы. Отметим лишь некоторые из них:
1. Отсутствие единого, унифицированного перечня документов, необходимых для таможенных целей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Данное обстоятельство создает значительные трудности при таможенном контроле как собственно для сотрудников таможенных органов, так и для субъектов экономической деятельности. Кроме того, следует отметить, что имеющийся перечень документов, необходимый для перевозки различных товаров содержится, как правило, в специализированных приказах ФТС России, что делает эту информацию зачастую труднодоступной для широкого использования.
2.В ходе административного расследования, как правило, недостаточно осуществляется информационно-аналитическое обеспечение деятельности таможенных подразделений, Остается низким уровень взаимодействия оперативных подразделений таможенных органов Российской Федерации с другими правоохранительными и контролирующими органами.
3. Имеет место быть недостаточная квалификация сотрудников таможенных органов при проведении административного расследования, а также неоправданная бюрократизация процесса. Естественно, что данные негативные явления усугубляются традиционно негативными явлениями российской действительности – такими как коррупция.
Перечисленные в данной части исследования проблемы организации и проведения административного расследования отнюдь не исчерпывают содержание поставленной проблемы. Тем не менее, следует заключить, что всех их следует разделять на две большие группы: связанные с несовершенством правовой регламентации, а также вызванные наличием организационных проблем правоохранительной деятельности в рамках административно-правового регулирования. Как представляется, их решение возможно лишь в результате осуществления целенаправленной реформистской деятельности, возможные направления которой определены нами во втором параграфе третьей главы настоящего исследования.
Заказать  магистерскую диссертацию
Магистерская диссертация – специальное, научное, квалификационное исследование, которая имеет строго определенную форму. 
Целью научно-исследовательской диссертационной работы является получение степени при непременной публичной защите.
Наш центр авторских научных работ гарантирует Вам ответственный и скрупулезный подход к написанию диссертаций на заказ. Мы несем ответственность за качество и научность Вашей работы и гарантируем диссертацию, сделанную на высоком уровне, в полном соответствии с требованиями Высшей аттестационной комиссии. Заказать магистерскую диссертацию у специалистов высочайшего уровня выгодно и эффективно!