Развитие таможенных органов России (краткий очерк). Написание диплома на заказ

Вся история таможенной службы показывает, что она играла большую роль и занимала важное место в государственном механизме. Это объясняется тем обстоятельством, что таможенные органы были призваны решать, прежде всего, фискальные задачи, стоявшие перед Российским государством.
Вместе с тем, длительное время в российском государстве не существовало не только таможенного, но и финансового учреждения общегосударственной компетенции. Такая необходимость появилась одновременно с формированием централизованного государства, поскольку сопутствующее данному процессу усложнение государственных функций, определяло необходимость создания эффективного фискального механизма. Данное обстоятельство предполагало не только совершенствование внутренней системы налогообложения, но и регламентацию внешнеэкономической деятельности, что было невозможно без создания системы специальных органов, осуществляющих регулирование внешнеторговых операций.
В этой связи следует согласиться с мнением В.Н. Захарова, который отмечал, что «истоки пробной централизации восходят еще к особенностям развития Российского государства в XV - XVI вв., когда великий князь московский присваивал права удельных князей, а многие казенные доходы рассматривал как свои собственные».2
Тем не менее, вплоть до периода петровских преобразований следует говорить о наличии в структуре государственного механизма российского
государства лишь отдельных элементов системы таможенного регулирования.
Так, в XVI – XVII вв. главными органами отраслевого управления являлись приказы. Они функционировали от имени государя и были высшими правительственными и судебными инстанциями. Вместе с тем, специального приказа, управляющего таможнями, в этот период не существовало, вопросы таможенного дела находились в ведении нескольких приказов (а также иных органов управления).
В частности, одним из главных финансовых органов был приказ Большого прихода. Он осуществлял управление таможенным делом, контроль за поступлением таможенных пошлин и других сборов; кроме того, в его компетенцию входило рассмотрение судебных дел по делам о таможенных правонарушениях. Кроме приказа Большого прихода полномочиями в таможенной сфере был наделен приказ Большой казны. Существовали также и другие органы, наделенные полномочиями в сфере таможенного дела: это Померная, Мытная изба и др.3
На местах существовали таможенные избы, полностью подчиненные воеводам. Такая организация деятельности местных таможенных органов не являлась эффективной, поскольку была связана с значительными злоупотреблениями воевод.
В XVII в. отечественная система таможенных органов получила новую тенденцию, связанную с их централизацией. В частности, был создан единый орган таможенного управления – Большая казна. В его ведении находился сбор всяких денежных доходов, а также возможности вмешательства в деятельность таможен по территории государства. Такая организация таможенного дела привела к появлению новых проблем. Представляется, что их сущность была совершенно правильно определена В.Н. Захаровым, который отмечал, что в результате процесса централизации «возникла
несколько иная структура таможенного управления, когда под непосредственным управлением приказа Большой казны, становившегося главным финансовым учреждением, оказывалось огромное количество больших и малых таможенных учреждений. Однако руководить множеством таможен из одного приказа без промежуточных звеньев было довольно сложно. Требовались новые меры по упорядочению финансового управления, созданию местных бюрократических финансовых органов для непосредственного руководства таможнями. Эти задачи в той или иной мере решались в ходе преобразований Петра I».4
Реформы Петра Великого затронули все сферы общественной жизни. Таможенное дело в данном отношении не являлось исключением. В частности, следствием радикального реформирования органов таможенного управления стало формирование централизованного органа таможенного управления – Государственной коммерц-коллегии. Принципиально важно, что одновременно с созданием нового органа таможенного управления была определена его компетенция.
Так, согласно Регламенту Государственной коммерц-коллегии, «по которому оная при отправлении своего дела поступать имеет», от 3 марта 1719 г. объем полномочий простирался от заведования таможенными делами до наблюдения за ходом российской торговли, как внутренней, так и внешней. Значительное количество полномочий касалось надзорной деятельности.5
Таким образом, в структуре Коммерц-коллегии впервые создавалась система органов таможенного управления. В дальнейшем правовой статус таможенных органов совершенствовался, хотя этот процесс носил противоречивый характер, что было связано с неоднократным пересмотром концепции направления развития таможенного регулирования.
В частности, в 1724 г. была утверждена Инструкция для Коммерц-коллегии, в которой детализировался ее правовой статус. В 1763 г. была учреждена Главная канцелярия над таможенными сборами, которая просуществовала до 1780 г. После ее упразднения управление таможнями и наблюдение за доходами было передано казенным палатам и генерал-губернаторам, что привело к сокращению объема работ Коммерц-коллегии и ее роли в управлении.
Для развития системы таможенных органов имели значение и «екатерининские преобразования»: в 1782 г. Екатерина II учреждает таможенную стражу, состоящую из надзирателей и объездчиков (ранее охрана границ не концентрировалась в деятельности одного государственного органа).
Восстановление статуса Коммерц-коллегии следует связывать с Указом Павла I от 19 ноября 1796 г.
В 1800 г. Коммерц-коллегия претерпела структурные преобразования, произошло разделение на экспедиции, каждая из которых ведала определенным вопросом (например, делами внешней торговли занималась первая экспедиция). Это были одни из последних организационных преобразований перед ликвидацией коллегиальной системы управления в России.6
Новый этап развития отечественной системы органов таможенного регулирования был связан с министерской реформой Александра I. Кроме того, в первой половине XIX в. появились первые долгосрочные программы развития таможенного дела. В частности, наибольшее влияние на дальнейшее совершенствование органов таможенного регулирования оказали идеи, высказанные первым министром Коммерции графом Н.П. Румянцевым Его идея заключалась в том, чтобы ввести Россию в сферу международных торговых отношений, сделать посредником в транзитной торговле через Сибирь с Китаем, Центральной Азией и Индией. Города Оренбург и Астрахань должны были стать важными этапными пунктами на торговом пути в Хиву и Бухару.
Программа Министра коммерции по торговле сводилась к трем положениям: уменьшение числа привозных товаров, не запрещенных или стеснением каким, а выделыванием того же рода оных внутри государства; умножением товаров отпускных, чего иначе достичь невозможно, как отвращением внутренних неудобств и помех и разведыванием, как в чужой стране можно им открыть новое помещение; распространение транзита.7
Практическая реализация этой программы ознаменовалось увеличением числа таможен, что поставило вопрос о совершенствовании системы их управления.
В этой связи в 1810 г. Министерству финансов отошли вопросы управления расходами и доходами и управление таможнями, последние были переданы в ведение Департамента внешней торговли, вошедшего в состав Министерства. Именно департамент внешней торговли ведал вопросами управления таможнями, в круг полномочий входили и другие вопросы, сбор сведений о состоянии таможенных округов и застав; снабжение таможен и застав; кадровые вопросы, а также ведение дел о жалобам на должностные преступления и др.
Департамент внешней торговли состоял из двух отделений: торговых внешних сношений и таможенного управления. В состав Департамента входили столы, в частности отделение торговых внешних сношений имело два стола: для переписки и собрания сведений заграничных и по торговле привозных, отпускных и транзитных товаров. Таможенное отделение имело три стола: первый - по всему объему производства дел по европейской границе и на морях - Белом, Балтийском, Черном, Азовском; второй по делам таможен на азиатской границе и по Каспийскому морю; третий по делам об определении и увольнении чиновников и служителей по таможням и заставам, о наградах и их производстве; об определении и увольнении маклеров; дела о таможенных зданиях и другие вопросы снабжения таможен. Существовал также счетный стол, который получал из всех таможен и застав ведомости, счета и книги о приходе и расходе пошлинного сбора по каждой таможне и заставе, сколько указанного поступило и сколько куда отправлено; о провозимых через таможни денежных знаках, о привозимых и отпускаемых товарах и на какую цену по каждой таможне и заставе; о приходивших и отходивших кораблях и других судах. В обязанности счетного стола также входило сравнение ведомостей, получаемых от консулов и агентов, о количестве отправляемых в Россию товаров с ведомостями и объяснениями таможен, направление своих замечаний на решение директора. Ежегодно составлялись генеральные ведомости о состоянии торговли, содержавшие сведения о количестве кораблей, из каких государств они прибывали, сколько каких товаров по главнейшим их видам и на какую цену какого вывезено, сколько кораблей отплыло и в какие места, с какими, как часто по каждой таможне в отдельности и по всем вместе, о состоянии торговли по сухопутной границе; о пошлинном сборе по всему государству и в какой монете в таможнях и заставах состояло и в ведение Государственного казначейства отдано; об общем балансе торговли. В 1815 г. в Департаменте внешней торговли было образовано счетное отделение, а в 1823 г. - судное отделение. В итоге в структуре Департамента помимо архива и канцелярии находилось четыре отделения: внешних сношений, таможенное отделение, счетное и судное отделения.8
Существенное значение в контексте совершенствования правового статуса таможенных органов имело созданием в 1864 г. Департамента таможенных сборов.
В компетенцию Департамента таможенных сборов Министерства финансов входило таможенное и карантинное управление, заведование биржевыми учреждениями и надзор за браком товаров. В последующее время компетенция Департамента таможенных сборов претерпевала лишь несущественные изменения.
В конце XIX в. в составе Департамента таможенных сборов было образовано особое отделение - статистическое. В итоге структура Департамента была представлена: законодательным отделением, строительным отделением, судным отделением, счетным, статистическим, тарифным и азиатским отделениями. Была сохранена канцелярия. Общее руководство осуществлял директор, учреждены были должности вице-директора и таможенных ревизоров.
Департамент таможенных сборов Министерства финансов осуществлял непосредственное руководство таможенным делом страны и являлся основным органом управления. В этот период управление таможенным делом приобрело качественный централизованный характер, система территориальных таможенных органов была представлена таможнями, распределенными по таможенным округам. Таможенный округ возглавлял начальник округа. Контроль за его деятельностью осуществлял непосредственно Департамент таможенных сборов.
К концу XIX в. на территории России существовало 12 таможенных округов (в 1856 г. их было 9, а 1881 г. - 10): Санкт-Петербургский, Виленский, Варшавский, Радомский, Радзивиловский, Бессарабский (был упразднен в 1896 г.), Южный, Кутаисский, Бакинский, Закаспийский, Туркестанский, Семипалатинский.9
На управляющих этими таможнями возлагались в пределах их компетенции права и обязанности начальников таможенных округов. Контроль за деятельностью таможен осуществлял непосредственно Департамент таможенных сборов. Департаменту таможенных сборов, кроме таможен, подчинялась Пограничная и Корчемная стражи (в связи с созданием Отдельного корпуса пограничной стражи в 1893 г. из ведения Департамента была выведена Пограничная стража).
В структуру таможенных органов входили таможни (классифицированные на классы), таможенные заставы и переходные пункты. Таможни первого класса располагались в местах пересечения сухопутной границы железнодорожными путями, шоссейными дорогами и сухопутными реками и портами. Складочные таможни первого класса обрабатывали все товары, кроме запрещенных. Через таможни второго и третьего класса провозились все беспошлинные товары и товары, не подлежащие клеймению. Таможенные заставы могли пропускать только беспошлинные товары, а также некоторые пошлинные товары (мука и др.). Переходные пункты товары не пропускали.10
В начале XX в. с принятием Таможенного устава 1904 г. изменилась и структура таможенных органов, в соответствии с Уставом она состояла из Департамента таможенных сборов, окружных и участковых таможенных управлений, таможен, застав, постов и пунктов. Каждая таможня, застава находилась под надзором управляющего. Таможенные учреждения по Уставу входили в состав таможенных округов.11
Таким образом, следует отметить, что к моменту крушения Российско империи была сформирована стройная централизованная система таможенных органов, обеспеченная необходимой законодательной базой и отвечавшая требованиям государства.
В рамках системы советской государственности были восприняты все достижения предыдущего периода в контексте организации системы таможенных органов. Дальнейшее ее совершенствование происходило по двум основным направлениям – во-первых, по линии дальнейшего совершенствования механизмов управления таможенными органами и их соподчиненности, а во-вторых - последовательно развивалась система профессиональной подготовки сотрудников таможенных органов. В рамках Отдельным направлением совершенствования таможенного дела в данный период времени явилась кодификация норм таможенных правоотношений, результатом которой стало появление нескольких редакций Таможенного Кодекса.
Структура таможенных органов, существующих в советский период, была закреплена Таможенным Уставом СССР, принятым в 1924 г.
В соответствии с его нормами управление таможенным делом на всей территории Союза ССР принадлежало Народному комиссариату внешней и внутренней торговли (впоследствии Министерству внутренней и внешней торговли), осуществляющему свои задачи в центре и на местах через входящие в состав Народного комиссариата внешней и внутренней торговли главное таможенное управление и иные учреждения и через состоящий при Народном комиссариате внешней и внутренней торговли таможенно-тарифный комитет, действующий на основании особого о нем положения.
При этом на Главное таможенное управление возлагались: выработка всех мероприятий общего характера, инструкций и разъяснений к ним, а равно организация и руководство борьбой с контрабандой через посредство таможенных учреждений по всей территории Союза ССР.
Во главе Главного таможенного управления стоял начальник управления. Главное таможенное управление содействовало Народному комиссариату внешней и внутренней торговли в осуществлении его задач по таможенному управлению и имело право непосредственно издавать циркулярные распоряжения по таможенным учреждениям, за исключением случаев, когда распоряжения должны быть издаваемы от имени Народного комиссариата внешней и внутренней торговли.
Местные таможенные учреждения разделялись на таможни первого разряда, таможни второго разряда, таможни третьего разряда и таможенные посты. Таможни учреждались: первого разряда – при железнодорожных станциях и в портах с большим грузооборотом; второго разряда – преимущественно в небольших морских портах, при реках, озерах и шоссейных дорогах, а также при небольших железнодорожных станциях; третьего разряда – при грунтовых дорогах.12
Завершая краткое рассмотрение истории развития отечественных таможенных органов, следует отметить следующее. К моменту создания современной структуры таможенных органов в рамках развития отечественной государственности был накоплен значительный опыт в данном направлении: определена примерная структура и компетенция органов таможенного регулирования. Основными принципами организации таможенных органов являлись: связь области таможенного регулирования с реализацией полномочий исполнительными органами власти, нахождение органов таможенного регулирования в системе управления внешней и внутренней торговли, последовательное увеличение количества таможенных органов и их дифференциация.
Указанные направления получили развитие и в современный период.
Раз вы читаете эту статью, то выполняете для себя научную работу – дипломную работу, статью, магистерскую диссертацию, а может быть решили заказать кандидатскую диссертацию по праву
Наша команда профессиональных авторов поможет вам в этом нелегком деле, мы оказываем услуги написание дипломной работы на заказ.
Написание дипломной работы на заказ осуществляется с учетом всех требований именно вашего ВУЗа и рекомендациям вашего НР. Все наши авторы-исполнители преподаватели ВУЗов, Кандидаты наук, а так же по некоторым дисциплинам и Доктора наук. Обращаем ваше внимание, что у нас работают только взрослые (от 30 лет) и ответственные люди. А это — реальный показатель высокого качества написанных для вас дипломных работ и других видов научных работ.
Индивидуальный подход и высокое качество работ мы вам гарантируем!
Для того, что бы сделать заказ на написание дипломной работы не нужно отвлекаться от процесса обучения или постоянной работы, достаточно просто заполнить заявку на нашем сайте и в самые короткие сроки автор-исполнитель начнет выполнять для вас написание дипломной работы на заказ
Индивидуальный подход и высокое качество наших работ мы вам гарантируем, а демократичная цена вас приятно удивит!