Правовая культура в системе ценностей гражданского общества

Нынешнее российское общество испытывает сложный период своего развития. В стране исполняется кардинальное переустройство финансовой, общественной и политической сфер жизни, сопряженное с реформой правовой системы, так же в законодательства, правотворческих и правоохранительных органов, устройств и форм реализации права.
Российская Федерация идет по пути создания правовой страны и штатского общества. Результативность реформ в правовой сфере, а так же в государстве вообще, модернизационные процессы в государстве напрямую зависят от степени правовой культуры нынешнего общества России, что официально закрепилось в недавно вступивших в действие Основах государственной политики в области правовой грамотности и правового сознания граждан , в котором сообщается: «Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надёжной защищённости публичных интересов».
Сложность взаимодействия экономики, общественной структуры, политического строя, культуры, стремление становления общества доказывают надобность социально-нормативного регулировки в целом и его основы - права. Результат целесообразности социального устройства и укреплении соединении всевозможных общественных (классовых, национальных, частных) интересов создающий общественную значимость права как государственного, социально нужного регулятора взаимоотношений в обществе. Важность правового регулирования присутствует постоянно, но особо она ощутима в условиях, когда изменяются реалии жизни, бывают замечены свежие области отношений, которые требуют порядочности, или улучшается рост социальных процессов. Населению в целом, и каждому человеку в отдельности. в любом обществе важно проживать не по обстоятельствам, а под надежным, целесообразным основой закона, что подтверждает многочисленные исследования в данной области. Большая часть населения РФ желает жить по закону, а не по «понятиям» тюремной подкультуры.
Поэтому заслуживает особое внимание характеристика права как нормативно-ценностной регулирующей системы. Право, при вводе в жизнь нормативных начал, является совокупностью общественных норм; это государственно-властный принцип, укрепляющий и охраняющий целенаправленный процесс гражданского общества.
Для гражданского общества свойствен высочайший уровень самоорганизации на базе финансовых, социально-политических и других систем регулирования, результативность деятельности данного общества с учетом трудности, глубины, а в знакомой мере и противоречивости его становления не имеет возможность быть за пределами государственно-правового влияния. По мере становления цивилизации совместно с утверждением мыслях гуманизма и свободы имеется и подневольность человека от сильных, все растущих социальных сил - экономики, власти, идеологии.
Вследствие этого за пределами права, безусловно, невыполнима интеграция экономики и власти с социальными задачами общества.
Социально-правовое регулировка - это специфичное влияние, осуществляемое правом как особенным нормативно -институционным регулятором. Специфичность такового влияния выражается в мотивированной направленной системы правовых средств и результативности. Под воздействие права подпадают только те публичные дела, которые только настоятельно хотят юридического влияния, но и беспристрастно имеют все шансы быть урегулированы правом.
Достижением права считаются и те особенные его свойств, как нормативность, общеобязательность, формальная определенность и других, которые делают его важным, довольно действенным средством социально-нормативного регулирования. Норма права определяются (санкционируются) государством в качестве обязательных требований ко всему населению, при этом сам факт их общеобязательности выражается важным аргументом следования закона. На процессы социального становления право влияет как групповая, структурно санкционированная и динамическая общественная система, действующая с высочайшей степенью производительности.
Право фиксирует - и в этом его высочайшая социальная важность - моральные основы и ценности в качестве реалий социальной реальности, тем самым из нравственных, абстрактных пожеланий они станут социально-правовой действительностью. Законы юридически гарантируют реализацию основ социального устройства - гуманизма, равенства, общественной верности, меры демократизма. При данном факте совместно с достижениями общественного прогресса гарантируется и больше возвышенная степень реализации данных эталонов социального становления. Цели, ожидания и начала гражданского общества находят свое цивилизованное выражение в размеренной, надежной системе законов, их содействии со всей системой социально-нормативного регулировки, что способствует созданию ВУЗов гражданского общества.
Право имеет исторически определенная, сформировавшаяся мера человеческой свободы для поддержания динамического равновесия между интересами человека и общества в целом. Известен тот факт что, в процессе жизнедеятельности общество формирует систему правил общественно нужного, потенциального или желаемого общественного поведения, поэтому тем самым и критерии правомерного, неправомерного или несправедливого поведения. Благодаря нравственности, традиции формируется и нормативно фиксируется правильность, в рамках которой гарманизируются интересы человека и общества в целом. Укрепляя среди прочих ценностей культуры социально оправданную, нормативно упорядоченную свободу, право заслуживает тем самым существенную, свою общественную ценность в обществе.
Социальный прогресс в истории - это и процесс гуманизма общественного бытия, утверждения человека, его прав и свобод как наивысшей, вечных ценностей культуры. Закрепленные законодательством воля, равенство, верность - это общественная действительность во всем ее обилии, но тут должно отличать два нюанса - общественный и юридический, из которых первый выявляет содержание, достояние и динамику общественного становления общества, а второй - укрепление и обогащение правового статуса людей. Как верно отображается в юридической литературе, фиктивного равенство и фиктивной правдивости - более совместные запросы права в приближении к идеалу безупречного гражданского общества, хотя право должно стараться к утверждению общественного равенства и справедливости как максимы социальной организации общества.
Важное значение несет закон и с точки зрения укрепления моральных категорий (добра, долга, добродетелей и т.д.) в качестве общеобязательного определенного поведения, потому право - это нормативно-ценностный принцип , заключенный в закон. Тут налицо оценки добра с точки зрения, как единства, так и человека, нравственно-правовая оценка реализовывает с позиции социальной общности, потому что данный принцип послужит сохранению этой общности как социальной целостности, сформировавшейся исторически как необходимость. Как раз в этом выявляется и общественная значимость права как всеобщего, равного и в наивысшей степени законного начала жизнедеятельности.
Право как важный инструмент социально-нормативного регулирования считается и средством воплощения власти, и общественного управления социумом. Данный нюанс права фиксировал ещё в древности Аристотель: «Не имеет возможность быть властвования назло праву». С поддержкой права появляется важная основа управления жизнедеятельностью общества, до этого всего конституционно-правовые почвы функционирования государственной власти, управления и самоуправления. При помощи права формируются юридические, во многом и политические обстоятельства для гражданского согласия, общественного партнерства и остальное., а совместно с данным частноправовые интересы интегрируются с публично-правовыми.
В одном ряду с выполнением финансовой, социально-политической и идейной функций как общесоциологических, право создает функции - регулятивную и правоохранительную, из них первая ориентирована на обеспечивание положительного правового влияния, то есть на упорядоченность социальных отношений, а вторая - на их службу охраны.
Эффективность права выражается в том, что оно гарантирует достижение конкретных финансовых, социально-политических и иных итогов. В науке под эффективностью права понимается достижение обязательного оптимального результата. Но абсолютно бесспорно: право неэффективно, когда оно выражает антигуманную, несправедливую политику; когда назревшие финансовые, экологические, общественные и другие задачи принимают решение неадекватно; когда допускаются просчеты в политическом деятеле, о чем довольно внушительно говорит практика построения в РФ правовой страны. Об этом говорит положение правовой культуры нашего общества, которая, к огорчению, располагается на довольно невысоком уровне.
Выборочные исследования представляют, что приблизительно три четверти взрослого населения Российской Федерации не разбираются в нормах законодательства, сведения о которых диктуется постоянными жизненными нуждами. Почти все население подвержено правовому нигилизму.
О парадоксе правового нигилизма в данный момент часто говорят и сообщают. В реальное время нигилистическое отношение к праву стало более показательной и обязательной чертой образовавшейся в РФ истории культурно-правового упадка. И все-таки правовой нигилизм и нигилизм вообще - довольно продолжительно имеющееся и распространенное в мире явление, которое рассматривается как свойственное для обусловленного периода развития европейской цивилизации. Данному периоду, более значительно дал характеристику Ф. Ницше формулой «Бог умер», означавшей, что к концу XIX века европейская цивилизация потеряла чувство наличествия Бога в мире, и ныне осознание мира человеком не основано на признании безоговорочных абсолютных ценностей, связан с пришествием максиологического релятивизма. Иной германский мыслитель, М. Хайдеггер, анализируя на базе феноменологии европейский нигилизм как появление базовое для передового сознания, выявил его главные черты. Во-первых, мировоззренческий нигилизм - это владычество бессмысленности, обесцененности всего сущего.
Недоступность адекватной укорененной в абсолюте ценностной иерархии приводит к осознанию равнозначности всех ценностей, их относительности, а значит, в конечном счете, недоступности в их какого-нибудь общезначимого. Во-вторых, нигилизм открывает себя в убеждении, что житейский мир человека, разговор соткан из «психологических потребностей» и предполагают собой лишь только сеть пересекающихся частных интересов. Отсюда выливается мысль о недоступности в мире и обществе единственной заполненной значением организации, около и единства.
Современные российские ученые, к примеру, А.И. Новиков, полагают, что симптомом нигилизма считается не объект отрицания, а уровень отрицания, его категоричность и всеобщность. «Общей особенностью всех форм нигилизма считается то, что в различной мере им присущи абсолютизация личного, вернее персонального начала, оценка реальности позиции атомизированного индивидума, отвергающего беспристрастные закономерности, логику ситуации, корпоративные интересы общественных общностей людей».
Наиболее частным и определенным проявлением нигилизма как социокультурного парадокса считается правовой нигилизм. Значит, под последним надобно воспринимать релятивизацию аксиологических установок сознания в правовой сфере по отношению к праву. Данному осознанию отвечают определения правового нигилизма в прогрессивных российских научных источниках. Так, Н.И. Матузов полагает, что суть правового нигилизма содержится «в общем негативно-отрицательном, непочтительном отношении к праву, законам, нормативному порядку»28.
Впрочем, разбирая предпосылки правового нигилизма, ученые, к примеру, что же Н.И. Матузов, часто разъясняют их юридическим невежеством, косностью, отсталостью, правовой невоспитанностью ведущей массы населения. Подобный расклад быстрее считается некоторое количество поверхностным, базирующихся больше на жизненных надзорах и констатации прецедентов, и в мощь сего, применяя его, мы рискуем остаться на уровне не теоретических, а обыденных представлений. Поскольку из данного подхода вытекает, что правовой нигилизм показывает просто отношение к внеправовому сознанию к праву. Вправду, для сознания, в котором отсутствуют правовые представления, права как действительности элементарно не есть. В наилучшем случае право считается для сознания беспристрастной наружной принудительной силой, но за это время правомерно именовать это положение сознания не правовым нигилизмом, а «правовым негативизмом», думать о безотносительном дефиците у носителей этого явления правосознания как такового. Все-таки представляется, что более точно было бы осмысливать правовой нигилизм как проявление характерного типа правового сознания и правовой культуры, которое базируется на другом, не типичном восприятии аксиологического и социорегулятивного потенциала права и диктующих другое не типичное отношение к нему как ценности.
Придерживаясь осознания правового нигилизма как парадокса культуры, следует согласиться с убеждением И.Д. Невважая. С его позиции, правовой нигилизм возможно разъяснить подспудным социокультуᴘным несоответствием между требованиями, предъявляемыми жизненной правовой культурой, и архетипическими в своей основе представлениями о праве. Из этого противоборства вытекает сплошное отрицательное отношение к чуждому правопониманию и чуждой модели права в культуре. В этом случае правовой нигилизм может быть присущ как нормативному, например и естественно-правовому типу правовой культуры. В случае если значения различных типов правовой культуры несовместимы, в случае если любой образ культуры считается специфичной формой освоения, осознания, интерпретации реальности, то любая из их или находит в реальности, или не находит то, что соответствует ее системе ценностей. Обоюдная оценка культур имеет возможность привести к взаимному непризнанию ценностей. В этом случае и появляется правовой нигилизм, представляющий собой не элементарно личную недооценку права, обусловленную невысоким уровнем юридического образования, правосознания и правовой культуры, а неприятие определенного на подобии правопонимания. Нужно выделить, что у сего появления две взаимосвязанные стороны: кроме недооценки другого на подобии правопонимания, тут наличествует еще и чувство общественной нереализованности личного осознания права.
Правовой нигилизм углубленно укоренился в правосознании российского народа: десятилетия правового отчуждения, отторжение права создали свое дело - сейчас мы пожинаем плоды этого застарелого порока, не искореняя, а порою и обогащая его новым содержанием. Правильно сказал А. Валицкий, что праву в РФ не повезло. В РФ право отвергалось «по наиболее различным основаниям: во имя самодержавия или же анархии, во имя Христа или же Маркса, во имя высочайших духовных ценностей или же вещественного равенства».
С ним согласен А. Ослунд, заявляющий, что отечественное право не укоренилось довольно долговечным образом, несмотря на то, что было принято большое количество законов и все правовые учреждения подвергались существенному переустройству, например как всякий раз присутствовал инцидент интересов - реально нужных на тот момент группе с возвышающимся экономическим интересом (в момент перестройки - номенклатура) и провозглашаемых (идея правового государства противоречила самой сути деятельности номенклатуры).
Конфликт составляющих различных правовых культур мы присматриваем сейчас в РФ. В принципе нигилистическое понимание - беспристрастное появление, присущее переходному периоду, сопровождающемуся исконный ломкой социальных устоев. В большинстве случаев массы без особенного одушевления воспринимают масштабные изменения и потрясения, тем более, в случае если они сопровождаются очень важным понижением уровня жизни.
Что относится передового русского периода реформ, то обстановка смотрится ещё больше непросто. Что касается нынешней российской эпохи преобразований, то обстановка кажется еще наиболее сложной. Помимо оснований, вызванных недолгим отказом от сформировавшихся в течении последних десятилетий. «социалистических» устоев и переходом к классическому капитализму с жесткими законами рынка рыночными, - таких оснований, как социальная напряженность, экономические потрясения, распад единого государства и единого жизненного пространства, влекущие за собой морально-психологическое напряжение в обществе, правовой нигилизм в России провоцируется и не поддаются логическому пояснению действием власти. Иной раз государство игнорирует право или применяет его лишь только как средство подавления воли личности, противоестественно полагаться на то, что население будет жить по закону и положительно оценивать его сущность. Созидающиеся вертикальные отношения в государстве, когда «верхи» имеют права, а на «низы» возлагают только обязанности выполнять распоряжения «верхов», не смогут привести ни к стабильному общественному согласию, ни к легитимизации новейших правовых установлений, и лишь выражается основа для воспроизводства позитивного правого сознания и помощи самого общества правомерного поведения.
В случае если принимать во внимание, что нашим законам не всякий раз присуща мощь прямого воздействия, что дают возможность ведомствам корректировать законы по собственному усмотрению, ущемляя при данном права и интересы людей. В случае если принимать во внимание, что в нашей стране ещё не сложилось действенное устройством защиты прав человека, по причине чего граждане не могут показать заметного сопротивления незаслуженным действиям чиновников. Делается объяснимой ситуация, при которой «правовая индифферентность и отчужденность становятся неотъемлемыми чертами образа жизни личности». Граждане страны перестают воспринять право как социально важный институт, утрачивает доверие и любой интерес к нему. Случается то, что именуется отчуждением общества от права.
Отличие между общественной системой и актуальным миром свойственно не одной РФ, но только тут оно достигает до полного внутреннего раскола и является главной чертой организма нации. Приписать это возможно различными основаниями - мобилизационным нравом модернизации, стабильностью составляющих обычного актуального уклада, отсутствием истинного просвещения, искусственностью идейных парадигм и т.д. Но названному не соответствию между официальной и реальной жизнью народа возможно отыскать и другое, больше несложное заглавие – общественная аморальность. Неясно соблюдаются служебные обязанности, не своевременно выполняют договоры, не в срок выплачиваются долги, скрывается настоящее положение вещей, преступают законы, условия и правила, игнорируют общественными интересами, ищутся обходные «левые» пути, появляются правовые и нравственные компромиссы, не выплачиваются налоги и тому подобное., не говоря уже о готовности к простым нарушениям нравственного достоинства - такие причины, основывающие разрыв между системой и тем, как она действует в действительности. Убрать данный разрыв - означает возобновить моральное самочувствие общества, привести в соотношение воздействия общества что, что оно само заявляет.
Описанные явления по определению очень характерны деформированной правовой культуре, свойственной политическому строю административно-командной системы управления. Потому что, в силу определенных демократических реформ политический строй нашего государства уже невозможно определить как такой. Население постепенно начинает понимать то, что оно может влиять на политическую обстановку посредством выборов. Появляется опасения в том, что население, устав от беспредела, обвинят во всех недостатках нынешнюю власть, сами не понимая результатов, отдадут голоса таким политикам, которые могут привести государство к тоталитаризму. Эти настроения уже появляются. Устав от «свободы», принесшая анархию и обеднение, социальную непостоянность и безответственность властей, люди в ходе множества опросов говорят с ностальгией по «сильной руке», которая может сделать порядок, даже и при отказе от завоеваний демократии.
Данная тенденция не оказывает содействие формированию в человеке личности, а без этого ни в каком гражданском обществе можно и не думать.
В итоге, хотелось бы обозначить отдельные грани правового нигилизма в РФ на современном этапе.
Первое, он обладает массовостью. Правовой нигилизм в РФ распространен не только между людьми, но и в официальных кругах: в муниципальных структурах, в исполнительной и законодательной власти, в правоохранительных органах.
Второе, он несет, несомненно, демонстративный, агрессивный и неконтролируемый характер.
Правовой нигилизм еще характеризуется оппозиционной тенденцией, нередко содержит регионально-национальную окраску.
Третье, правовой нигилизм владеет местом быть в самых различных формах. Он имеет возможность быть как преступным, например и законным, проявляться как «наверху», например и «внизу» общества, как в профессиональных кругах, так и быту.
Одним из важных путей преодоления правового нигилизма может быть всемерное устремление к увеличению совместной и правовой, в частности, культуры людей. Конечно, нужно модернизировать законодательство. Обязана проводиться систематическая работа по профилактике преступлений, реализоваться общее просвещение и правовое образование населения и тем более молодежи.
Ситуация говорит, что во всех странах исполняется особенная работа по распространению убеждений о праве и правопорядке, для чего применяются имеющиеся в постановлении свои: беллетристика, искусство, среднее учебное заведение, храмы, пресса, радио, телевидение, особые юридические учебные заведения. Правовое образование считается составным составляющей идеологической функции всякого страны.
Юридические вузы обязаны подготавливать по-настоящему качественных специалистов. И, естественно же, надлежит, в конце концов, должно быть уважение к правам и свободам личности со стороны страны. Жители обязаны чувствовать себя в безопасности, быть убежденными в том, что в случае проявления какой-нибудь несправедливости их защитят. Не имея этого , правовая культура общества станет по существу своего содержания неблагоприятной, а противоправное поведение «низов» станет мораль оправдано настоящей дегуманизацией власти.
Следовательно, делая упор на право как часть правовой культуры и в целом на культурные обыкновения, в РФ возможно одолеть правовые нигилистические веяния в обществе, что дозволит, истечь из социокультурного упадка и образовать ВУЗы гражданского общества.
Если Вы читаете эту статью, то, наверняка Вы подбираете материал для научной работы - дипломная работа или диссертация. Наши специалисты центра авторских работ, преподаватели ведущих ВУЗов, помогут Вам в написание диплома на заказ. Наши авторы - исполнители высококвалифицированные, взрослые (от 30 лет), ответственные специалисты. Для того, что подробно узнать всю информацию о наших условиях и гарантиях по написанию диплома, диссертаций кандидатских, магистерских и всех видах научных работ перейдите в раздел "Отправить заявку" на нашем сайте или просто позвоните по указанным телефонам. Индивидуальный подход и умеренная стоимость мы Вам гарантируем. Договор. Офис в Москве.