Сходные черты социального развития Древнего Востока

Прежде чем проанализировать специфические особенности индийской социальной организации необходимо охарактеризовать сходные черты общественного развития ведущих стран Древнего Востока.
В этой связи, в первую очередь, необходимо отметить, ведущей формой социальной организации в древневосточных государствах являлась община, в рамках которой продолжала развиваться патриархально-родовая организация. Параллельной социальной структурой являлись слои привилегированных членов восточных обществ, которые пользовались монопольным правом обладания производительными силами и доступа к государственному регулированию. 
Таким образом, одновременное развитие двух социальных страт, несвязанных между собой, во многом определяло крайнюю дифференциацию социальной структуры восточных государств.  Своеобразный «социальный вакуум», образовывавшийся вследствие указанного обстоятельства во многом способствовал появлению у бюрократического аппарата восточных государств тотально контролировать общественную жизнь. 
В региональном преломлении указанные особенности имели вариативный характер.
Так, например, в Древнем Китае,  основой социальной жизни в течение длительного времени были патронимии (цзун), которые объединяли несколько сотен (до тысячи и более) семей, принадлежащих к одной родственной группе. Структура замкнутых сельских общин с натуральным характером производства, с сочетанием ремесла и земледелия в рамках каждой общины, слабым развитием товарно-денежных отношений составляла основу социальной жизни и в Древней Индии.
Несмотря на указанную главную особенность социального развития государств Древнего Востока необходимо отметить, что, несмотря на наличие факторов, препятствующих развитию процессов дифференциации по имущественному признаку, вследствие крепости общинных, родоплеменных, большесемейных  отношений, в странах Востока к моменту крушению их государственно-правовой системы эти процессы получили свое развитие.
Так, на заключительном этапе существования государств их социальная структура подверглась кардинальной трансформации. В этой связи,  общественное развитие большинства стран следует классифицировать по трем основным социально-классовым  образованиям:1) различные категории лиц, лишенных средств производства, зависимые подневольные работники, к которым относились и рабы; 2) свободные мелкие производители - общинники-крестьяне и ремесленники, живущие своим трудом; 3) господствующий социальный слой, куда входили придворная и служилая аристократия, командный состав армии, состоятельная верхушка земледельческих общин и пр. 
Указанные обстоятельства позволяют многим исследователям сделать вывод о том, что на Востоке постепенно исчезала обозначенность социально-классовых границ. Имеется в виду появление во многих государствах переходных социальных групп свободных людей с полной или ограниченной правосубъектностью 
Стойкая многоукладность, историческая преемственность социальных, политических, правовых форм и институтов, господствующей религиозной идеологии дают основания определить в качестве главной отличительной черты древневосточных обществ - их традиционность. Это подтверждает то обстоятельство, что освященные незыблемыми идейно-религиозными установками основы социальной структуры, государственности и права таких крупных изучаемых нами древневосточных обществ, как Древняя Индия и Древний Китай (Древний Египет и Древний Вавилон, как относительно централизованные государства, прекратили свое существование еще до н.э.), пережили века.
Рассмотрев характерные особенности  социальной структуры всех древневосточных государств, обратимся к анализу главных параметров варно-кастового строя Древней Индии
В нашей компании можно заказать дипломные работы. При этом компания полностью отвечает за то, что написанная дипломная работа соответствует всем нынешним требованиям ВУЗов. В компании заказчику предоставляется возможность в любой момент совершить корректировку работы бесплатно в течении 40 дней после ее получения. Наша работа - помощь студентам.