Современная структура таможенных органов Российской Федерации и организационно-правовые принципы их деятельности

Организационная структура таможенных органов Российской Федерации существенно эволюционировала. Главной причиной изменений являлись интеграционные процессы в рамках Содружества независимых государств, завершившиеся созданием Таможенного Союза в составе Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.13 Естественно, что в условиях формирования единого пространства таможенного регулирования потребовалось реформирование системы таможенных органов Российской Федерации. В этой связи в настоящей работе анализируется структура таможенных органов, получившая развитие после образования Таможенного Союза.
Переходя к рассмотрению данного вопроса, следует, в первую очередь, отметить, что структура современных таможенных органов Российской Федерации определяется в соответствии с Федеральным Законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации».14 В частности, структуру таможенных органов определяют нормы статей 9 – 12 указанного документа.
В соответствии с Основным Законом РФ и Указом Президента РФ «Вопросы Федеральной таможенной службы»,15 таможенные органы формируют сложноструктурированную систему, венчает которую Федеральная таможенная служба. Она находится в непосредственном подчинении Правительства РФ.
Единство рассматриваемой системы обеспечивается целями и задачами, а также единой функциональной и организационной общностью ее звеньев. В этой связи ни один из органов таможенной системы не функционирует сам по себе, изолированно от других, только в тесном взаимодействии с другими звеньями оказывается способным выполнять свои функции и предоставленные законом полномочия. Эта целостность является неотъемлемым признаком, обусловленным самим характером таможенного дела.
Кроме системности другой ключевой основой деятельности таможенных органов является их строгая иерархичная подчиненность, что предполагает отношения жесткой субординации между звеньями ведомства по вертикали. При этом каждый нижестоящий таможенный орган подчинен только вышестоящим таможенным органам, которые контролируют и направляют деятельность нижестоящих, а их решения носят обязательный характер.
Таким образом, таможенные органы являются федеральными органами исполнительной власти специальной компетенции, осуществляющими правоохранительную и финансовую деятельность в области таможенного дела с помощью присущих им форм и методов деятельности. При этом под системой таможенных органов понимается иерархически построенная совокупность таможенных органов в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними едиными целями и задачами в области таможенного дела.16
Рассмотрим подробнее элементы системы органов таможенного регулирования.
Ключевым из них, как было указано, является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, - Федеральная таможенная служба России. Служба является функциональным и организационным центром данной системы, возглавляет ее, объединяет и направляет деятельность всех звеньев системы, способствуя развитию и укреплению ее единства и целостности. Правовое положение, задачи и функции, права и обязанности, структура центрального таможенного ведомства определены в Постановлении Правительства РФ от 26 июля 2006 г. N 459 «О Федеральной таможенной службе».17
Как было сказано, значительное влияние на реализацию управленческих полномочий в сфере таможенного регулирования оказал факт создания Таможенного Союза. После этого многие функции ФТС перешли Комиссии Таможенного союза, в частности, среди них: порядок определения таможенной стоимости, утверждение форм и порядка заполнения таможенных документов, ведение реестров, утверждение методологии ведения таможенной статистики внешней торговли товарами и другие.
Следующим звеном современной системы органов таможенного регулирования являются региональные таможенные управления (РТУ). Практическое назначение этих органов определяется тем, что являясь промежуточным руководящим звеном между ФТС России и таможенными органами, они непосредственно осуществляют управление и контроль таможен и таможенных постов, находящихся в их подчинении, по вопросам таможенных операций, взимания платежей и иным вопросам; доводят до их сведения команды вышестоящего руководителя. В подчинении регионального управления находятся расположенные на территории подведомственного региона таможенные органы, за исключением таможен, непосредственно подчиненных ФТС, и таможенных постов, подчиненных РТУ, находящихся в их регионе деятельности. В настоящее время на территории Российской Федерации функционируют восемь РТУ, среди них: Дальневосточное, Приволжское, Северо-Западное, Сибирское, Уральское, Центральное, Южное и Северо-Кавказское.18
Следует отметить, что большая часть вопросов, находящихся в ведении РТУ, по содержанию идентична полномочиям центрального таможенного органа, различны лишь их масштабы и объемы содержания полномочий. При этом в случаях, не терпящих отлагательства, управление разрешает собственной властью вопросы, возникающие при применении таможнями различных инструкций.
Первичным звеном системы таможенных органов являются таможни и таможенные посты. Таможня представляет собой федеральный орган исполнительной власти, входящий в единую централизованную систему таможенных органов РФ и обеспечивающий реализацию задач и функций ФТС в своем регионе деятельности в пределах законодательно определенной компетенции. Таможня является важнейшим звеном системы таможенных органов, руководит деятельностью подведомственных таможенных постов и контролирует эту деятельность. Компетенция таможни обусловлена ее видом и особенностями, территорией подведомственного таможне региона, объемом и масштабом ее деятельности, численностью аппарата и другими факторами.
Таможенные посты входят в единую систему таможенных органов РФ и осуществляют свою деятельность под общим руководством ФТС, руководством РТУ и непосредственным руководством таможни. Таможенные посты являются наиболее разветвленной низовой ступенькой системы таможенных органов, его первичным звеном, что, однако, совершенно не умаляет их роли в вопросах реализации стоящих перед таможенными органами задач. В основном компетенция таможенного поста аналогична компетенции таможни.
Таможни, таможенные посты и пункты пропуска можно подразделить в зависимости от местоположения на пограничные и внутренние. Пограничные таможенные органы проверяют наличие и правильность заполнения документов, предъявляемых в таможенных целях, осуществляя таможенные операции только в отношении товаров, получатель или отправитель которых находится в регионе их деятельности, в остальных же случаях они фиксируют прохождение грузов и организуют начало процесса доставки во внутреннюю таможню. Такое положение соответствует сложившейся мировой практике и высвобождает указанные органы от многочисленных таможенных формальностей, а также способствует ускорению грузооборота, делает таможенный контроль более эффективным.
Внутренние таможенные органы: проводят таможенный досмотр и оформление грузов, личный таможенный досмотр, проверяют документы, финансово-хозяйственную деятельность предприятий - участников внешнеэкономической деятельности, взимают таможенные пошлины, налоги и сборы и т.д.
Вступление Российской Федерации в Таможенный союз вызвало необходимость реорганизации отдельных таможенных органов. Тем не менее, система таможенных органов в целом изменений не претерпела.
Компетенция таможенных органов определяется Правительством Российской Федерации, а также приказами Федеральной таможенной службы. В целом компетенция таможенных органов сводится к всемерному содействию развитию торговли, пополнению доходов федерального бюджета, повышению качества организации таможенного контроля, установлению партнерских взаимоотношений с бизнесом, обустройству таможенных границ, унификации тарифов и таможенного законодательства на территории Российской Федерации и Таможенного союза.
Отдельные таможенные органы могут иметь специальную компетенцию, связанную, в первую очередь, с полномочиями по совершению таможенных операций в отношении отдельных видов товаров. Так, Краснозаводский таможенный пост Московской областной таможни обладает компетенцией по совершению таможенных операций в отношении отдельных видов товаров (хлор, фтор, бром, гелий, азот, мышьяк, серная кислота и другие химические элементы и вещества), ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом и помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.19
ФТС обладает специальной компетенцией, которая определяется, в первую очередь, возможностью создавать специализированные таможенные органы двух основных категорий.
К первой разновидности специализированных таможенных органов относятся, например, оперативные таможни. Главными задачами этого органа являются следующие: разработка и принятие мер, направленных на обеспечение экономической безопасности Российской Федерации в регионе деятельности; организация и осуществление борьбы с контрабандой и иными преступлениями в области таможенного дела; организация и осуществление борьбы с нарушениями таможенных правил, административными правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов в регионе деятельности.
Ко второй разновидности специализированных таможенных органов относятся таможни и таможенные посты, осуществляющие таможенные операции, связанные с помещением отдельных видов товаров под таможенную процедуру (энергоносителей, подакцизных товаров, драгоценных металлов и драгоценных камней).
Завершая анализ современной структуры таможенных органов РФ, следует отметить следующее. Таможенные органы занимают важное место в системе исполнительной власти, поскольку, во-первых, призваны обеспечивать поступательное экономическое развитие, а во-вторых, играть важную роль в контексте противодействия возможным угрозам национальной безопасности страны, связанным с проникновением на территорию Российской Федерации запрещенных и некачественных товаров. В этой связи для повышения эффективности деятельности таможенных органов они объединены в систему, основными чертами которой является строгая иерархичность подчинения таможенных органов друг друга и строгая дифференциация компетенции. Кроме того, повышенные требования предъявляются к должностным лицам таможенных органов, а также к их деятельности.
Диссертация – специальное, научное, квалификационное исследование, которая имеет строго определенную форму. 
Целью научно-исследовательской диссертационной работы является получение ученой степени при непременной публичной защите.
Наш центр авторских научных работ гарантирует Вам ответственный и скрупулезный подход к написанию диссертаций на заказ. Мы несем ответственность за качество и научность Вашей работы и гарантируем диссертацию, сделанную на высоком уровне, в полном соответствии с требованиями Высшей аттестационной комиссии. Заказ диссертации в Москве у специалистов высочайшего уровня выгодно и эффективно!

Специальности

  • Наш консалтинговый центр строго выполняет требования законодательства РФ, не продает готовые научные работы, диссертации. Наши специалисты подберут материал по Вашей теме, структурируют его согласно плана и Вашим рекомендациям, а так же любой информационный материал. Магистерские, кандидатские и докторские диссертации по праву.Дипломные и курсовые работы. Консультации бесплатно! Конституционное, административное, семейное, уголовное,
    Подробнее →
  • Наш консалтинговый центр строго выполняет требования законодательства РФ, не продает готовые научные работы, диссертации. Наши специалисты подберут материал по Вашей теме, структурируют его согласно плана и Вашим рекомендациям, а так же любой информационный материал. Диссертации - кандидатская, магистерская, докторская, научно-исследовательские работы /ВКР, выпускные квалификационные работы / НИР, научные статьи ВАК и РИНЦ,
    Подробнее →
  • Наш консалтинговый центр строго выполняет требования законодательства РФ, не продает научные работы - диссертации, авторефераты, монографии, статьи, готовые дипломные, курсовые и другие студенческие работы. Наши специалисты подберут материал по Вашей теме, структурируют его согласно плана и методическим рекомендациям, подготовят пояснительную записку, доклад и слайды, и другой информационный материал. С нашей помощью
    Подробнее →
  •   Диссертации шифр специальности 10.00.00 - филологические науки / филология, языкознание, литературоведение, лингвистика/ - магистерские, кандидатские, докторские, научно-исследовательские творческие работы - НИР, выпускные квалификационные работы - ВКР, научные статьи ВАК и РИНЦ. Дипломные и курсовые работы по филологии. *Филология:  литературоведение, русская литература, литература народов Российской Федерации, зарубежная литература, теория литературы и текстология, фольклористика, журналистика, языкознании,
    Подробнее →
  • Наш консалтинговый центр строго выполняет требования законодательства РФ, не продает научные работы - диссертации, авторефераты, монографии, статьи, готовые дипломные, курсовые и другие студенческие работы. Наши специалисты подберут материал по Вашей теме, структурируют его согласно плана и методическим рекомендациям, подготовят пояснительную записку, доклад и слайды, и другой информационный материал. С нашей помощью
    Подробнее →
  • Диссертации - кандидатская, магистерская, докторская по шифру специальности 13.00.01  -  Педагогика. Научно-исследовательские работы /НИР, выпускные квалификационные работы /ВКР, научные статьи ВАК и РИНЦ, монографии. Дипломные и курсовые работы с исследованием, корреляцией. Консультация бесплатно! дефектология, логопедия, школьная педагогика, социальная педагогика, педагогика и методика преподавания, педагогика начального образования, история педагогики, дошкольное образование, младшие школьники,
    Подробнее →
Загрузить еще ↓ Удерживайте Shift, чтобы загрузить все ВСЕ ЗАГРУЖЕНО