Интерпретация как метод предъявления информации в медиатекстах. Проективная журналистика

Обоснование значимости исследовательских медиа текстов в плане интерпретации сегодняшнего дня. «Проективная журналистика»
Многие исследователи- культурологи утверждают, что мы живем в текстовой культуре. Процессы, которые происходят в мире, мы зачастую воспринимаем сквозь призму текстов (Библии, Корана, других священных Писаний). Однако немалую роль в интерпретации современной социальной действительности, её взаимосвязей с прошлым и будущим, играют тексты медиа культуры, тексты СМИ.
С. Г. Кара-Мурза пишет: «С середины 80-х годов в США телевидение стало основным источником новостей для 62% американцев, газеты - для 56, радио для 13, журналы для 9, а прямой межличностное общение - только для 1% (сумма больше 100%, потому что можно было называть более одного источника, что еще больше снижает
значение личного общения)». (С. Г. Кара-Мурза, «Манипуляция сознанием»).
Нужно заметить, что такое положение дел справедливо, не только для американцев, но и для россиян тоже, правда, соотношение цифр здесь может меняться. Однако несомненным остается то, что СМИ сегодня играют большую роль в жизни широких социальных слоев. Причем, такую роль играет не только информационная журналистика, но и аналитическая, или т.н. «журналистика мнений».
С аналитической журналистикой тесно связана «проективная журналистика» И. Дзялошинского. Суть проективной творческой деятельности журналиста, по Дзялошинскому, подразумевает предоставление аудитории различных проектов преобразования тех ситуаций, о которых он повествует. Роль проективной журналистики – это роль посредника между 2 журналистскими задачами: отражения действительности и воздействия на нее.
Ссылаясь на проективность как на духовный феномен всей русской культуры, автор данной концепции тем самым обосновывает ее историческую значимость, а главное, возможность построения такой модели журналистики в будущем. Именно в будущем, такая модель в чистом виде сегодня не функционирует. Проективная журналистика, в отличие от аналитической, подразумевает тесную связь с политикой и наукой, а также соответствующее финансирование своих программ. Концепция проективной журналистики – это серьезная модель не чистой журналистики, а сплава журналистики с политическим планированием, и что важнее – с властными институтами. Сам автор этой модели пишет: «Разумеется, осуществление журналисткой проективной роли становится возможным только на определенном этапе развития (подчеркивание, - З.К.) и совершенствования самой общественной практики. Для того, чтобы журналистское творчество могло действительно оказывать воздействие на все стороны общественной жизнедеятельности – от производства до идеологии – необходимо, чтобы сама общественная жизнедеятельность достигла такой стадии, чтобы необходимым условием дальнейшего совершенствования ее организации стало бы формирование специальных механизмов формирования и распространения знаний об оптимальных формах такой организации» (И. Дзялошинский, «Проективная деятельность в структуре журналистского творчества»). Скорее всего, здесь идет речь о реальном функционировании журналистики как «четвертой власти».
Для нас сегодня несомненную важность имеет само появление такой концепции, которая имплицитно подтверждает большое значение, которое имеют медиатекста исследовательской группы. Ведь, когда выше было сказано, что модель журналистики проектов сегодня функционирует лишь отчасти, не чистом виде, то подразумевалась именно аналитическая журналистика, которую с проективной сближает программный характер ее выступлений. Таким образом, исследовательская журналистика предоставляет широкие возможности для преобразований в дне завтрашнем.
Интерпретация социальной действительности в аналитических публикациях
Сначала снимем вопрос о методе журналистского творчества, который представляет собой интерпретация.
По М.Н. Киму и Г.С. Мельник метод изложения действительности в медиа тексте (она же интерпретация) – это система приемов представления (презентации) аудитории полученных в ходе изучения явления или объекта данных.
Давайте подробно остановимся на этих приемах. У исследователей М. Кима и Г. Мельник туда входят приемы анализа и обобщения. Эти приемы предполагают прохождение информации нескольких этапов перед ее интерпретацией. А именно:
Группировку информации – классификация и упорядочивание данных по определенным признакам подобия и различия;
Типологизацию информации – поиск устойчивых сочетаний свойств социальных объектов или явлений в целостной системе переменных, относящихся к изучаемому объекту. Однако любая типологизация условна.
Объяснение информации – раскрытие на основе экспериментальных данных сущности исследуемого объекта путем показа того, изучаемое мнение аудитории подчиняется определенной закономерности.
Отдельно от этих методов у исследователей М. Кима и Г. Мельник отстоит метод прогнозирования. К нему мы вернемся позже.
Следует заметить, что классификация методов отражения действительности, несомненно, есть не только у этих исследователей. Различные исследователи по-разному классифицируют одни и те методы. Например, исследователь Г.В. Лазутина относит выше рассмотренные методы группировки и объяснения к методам предъявления информации (ЭВС) фактологического ряда (Г.В. Лазутина, «Основы творческой деятельности журналиста»). А исследователь А. А. Тертычный (А.А. Тертычный, «Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход») вводит в такой элемент истолкования предмета отображения как описание методы группировки и типологизации.
Кроме элемента описания А. Тертычный в систему истолкования социальной действительности в аналитических публикациях вводит также элементы объяснения (состоит из нескольких методов установления причинно-следственных связей), прогноза (методы экспертных оценок, сценариев, экстраполяции), оценки (методы избирательного показа оцениваемых явлений, прямой авторской оценки), а также формулирование программ действия.
Рассмотрим все эти методы на примере конкретного медиа текста исследовательской группы (публикация «Премиальная буренка» Ольги Долговой, опубликовано на сайте газеты «Известия» от 31.03.2011). Главная мысль статьи «Премиальная буренка» заключается в том, говядина в России скоро сильно подорожает.
Элемент описания проблемы в аналитических публикациях производится с помощью 2 методов: группировки (позволяет связать разрозненные факты в единую систему, соответствующую предварительной концепции журналиста) и типологизации (поиск устойчивых сочетаний свойств исследуемого объекта). В статье «Премиальная буренка» автор использует метод группировки следующих фактов:
- по данным Австралийской ассоциации производителей скота и мяса, на торговых площадках региона на прошлой неделе отмечен рост объемов поставок скота, при этом конкуренция между покупателями высока во всех рыночных секторах. Средняя цена на телят – 300 центов/кг ;
- по данным ежемесячного обзора 50 рыночных аукционов, проводимого информационным порталом Drovers/CattleNetwork, по США средняя стоимость молодых бычков в марте по сравнению за прошлый год выросла на 22%;
- основные поставщики импортной говядины в Россию - это страны Латинской Америки, Австралия, Германия, США; их совокупная доля на российском рынке составляет не менее 40%.
Все выбранные факты работают на авторскую концепцию: во всем мире происходит подорожание говядины, произойдет оно и в России.
Объяснение сложившейся ситуации журналист производит таким образом: если в результате непогоды в ряде стран (США, Австралии, Новой Зеландии) был затруднен уход за скотом (наводнения размыли дорогу и осложнили доставку кормов) и это привело к увеличению цен не только в этих странах, но и на всем мировом рынке (а значит и в других странах тоже), то и в России будет подорожание. В данном случае используется метод сходства: если исследуемое явление возникает в различных обстоятельствах, но при этом всегда при наличии единственного общего фактора, то этот фактор и есть причина данного явления (здесь: фактор непогоды в ряде стран-импортеров крупного рогатого скота).
Прогноз данной статьи: в России ожидается подорожание говядины. Для этого прогноза используется метод экспертных оценок – содержит доверие к заключениям специалистов в тех или иных областях:
- Елена Хромова, партнер BDO в России: «Говядина и в России, как и во всем мире, становится премиальным продуктом, и ее потребление в течение последних лет неуклонно падает»;
- Андрей Петраков (ресторатор), исполнительный директор компании RetCon: «Повышение цен, скорее всего, действительно может произойти. Не думаю, что в два раза, постепенно, но это обязательно случится»;
- Михаил Зельман, управляющий ГК "Фуд Сервис Капитал", соглашается, что в дальнейшем избежать роста стоимости не удастся
- Марина Левина, совладелица ресторанов аргентинской кухни "Эль Гаучо" и "Эль Гаучито", говорит о том, что цена на мясо за последний год выросла примерно на 15-20%.
Перейдем к следующему элементу: оценке. Автор прибегает к методу избирательного показа оцениваемых явлений. Он заключается в том, автор описывает одни факты и оставляет без внимания другие. Преподносятся всегда отдельные факты и по ним аудитория должна судить об исследуемом явлении в целом. Нужно тут сразу определиться, что дело не в желании журналиста обмануть аудиторию, а в том, что невозможно сообщать абсолютно все факты реальной действительности, при этом, подавая их аудитории, как равно значимые. В этом аспекте профессиональных обязанностей журналиста большую роль играет его добросовестность.
Например, Ольга Долгова посчитала, что для оценки проблемы зависимости российского рынка от иностранных импортеров нужно привести цитату Петра Клюева, эксперта департамента оценки "2К Аудит - Деловые консультации/Morison International": «Ежегодно производство говядины в России сокращается на 1-2%. Окупаемость инвестиций в производство говядины долгая, поэтому инвесторы предпочитали и предпочитают вкладывать средства в производство свинины и мяса птицы, где можно получить быструю прибыль». Цитирование предстает аналогом фрагментарного отображения реальности. Предъявив читателю ряд цитат, автор, как бы, дает возможность оценить ситуацию глазами не-журналиста:
эксперта или наблюдателя. Что придает большую достоверность и иллюзию объективности высказанным мыслям.
Формулирование программ действия. В рассматриваемой нами статье из газеты «Известия» журналист не прямо, а косвенно выражает программу действий. В первую очередь, данный материал посылает тревожный сигнал уполномоченным чиновникам о том, что если Россия и дальше не будет развивать собственный животноводческий комплекс, то это грозит ей крупными неприятностями. Как сказано раньше, автор не выражает программу действия прямо, однако дает понять свою позицию с помощью таких предложений:
- в России сектор крупного рогатого скота - слабое звено;
- на российском рынке импортная говядина составляет не менее 40%;
- квоты на импорт мяса КРС в этом году составляют 560 тыс. тонн. Но эксперты не исключают, что России в этом году потребуются поставки мяса сверх квот;
- ситуация с производством КРС в России тяжелая и ухудшается с каждым годом;
- партнер BDO в России Елена Хромова также говорит о высокой зависимости России от мировых цен - наша страна импортирует более 35% потребляемого мяса КРС, основной статьей импорта является замороженное мясо. Особенно привязаны к импорту предприятия мясоперерабатывающей промышленности.
И последняя фраза: «Но запасы конечно же исчерпаемы», следует относить не только к запасам в конкретном ресторане, но и к запасам квот на мясо иностранных импортеров вообще. Если же у зарубежных стран-импортеров не будет хватать мяса для внутреннего пользования, то они не станут продавать его России, или будут продавать по баснословным ценам. Следовательно, нашей стране необходимо наращивать собственное животноводство.
Рассмотренные выше методы предъявления информации далеко не единственные в этом роде. Из не рассмотренных нами методов следует выделить методы классификации, характеристики, ссылки, констатации и т.д.
Целостность интерпретации как фактор эффективного восприятия текста аудиторией
Не следует забывать о важности целостной интерпретации полученных сведений. Это зависит от грамотного расположения всех выше названных элементов истолкования в аналитических текстах, а также от обязательного использования этих элементов в медиа текстах исследовательского плана.
В последнее время в газетах и журналах публикуются медиа тексты, которые написаны стилем, схожим с деловым. Основные элементы таких статей обозначаются в тексте прямо, а не образно, что делает медиа тексты понятными читателю. Но и этот способ изложения информации не спасает от журналистов от неэффективного восприятия публикаций.
Эффективность же восприятия медиа текста также зависит от целостности изложения его идеи, вся авторская интерпретация жестко связана с идеей текста. Четкая смысловая структура помогает для понимания адресатом основных целей и идей материала. Все основные "шаги" авторских рассуждений должны быть отчетливы, здесь не может быть "лишних" или "недостающих" смыслов, отдельные мысли журналиста тесно связаны друг с другом, должны вытекать одна из другой. Лучше, если каждый тезис иллюстрируется тщательно отобранными фактами, без "лишних", уводящих читателя в сторону фактов. В материале хорошо должна быть видна неслучайность отдельных фактов, их обязательность.
Факты как бы подсказывают адресату глубинный смысл текста - они оказываются зеркальным отражением авторской концепции. Это все элементы "гармоничной" смысловой структуры. Текст прочитывается как единое целое, потому что каждый элемент смысла в нем настроен на одну смысловую волну, работает на одну цель.
                                           

Специальности

  • Диссертации по специальности 12.00.00 /юридические науки/ - кандидатская, магистерская, докторская, статьи ВАК и РИНЦ по всем направлениям права. Научно-исследовательские работы /НИР, выпускные квалификационные работы /ВКР, монографии, рефераты.  Консультации бесплатно!Дипломные и курсовые работы.  Конституционное, административное, семейное, уголовное, трудовое, теория государства и права, история государства и права, правоведение, адвокатура, криминалистика, криминология, теория государства и
    Подробнее →
  • Диссертации - кандидатская, магистерская, докторская, научно-исследовательские работы /ВКР, выпускные квалификационные работы / НИР, научные статьи ВАК и РИНЦ, монографию по шифру специальности 26.00.01 Теология. Дипломные и курсовые работы. Консультация бесплатно!*теология/богословие, религиоведение/религия*христианство, язычество, буддизм, католицизм, протестантизм, ислам, индуизм, мусульманство, верование индейцев, классические религии древнего Рима и Древней греции, эллинистические религии*сектоведение, риторика, история вероучений,
    Подробнее →
  • Магистерские и кандидатские диссертации, статьи ВАК и РИНЦ по шифру специальности 08.00.00 - 08.00.14 Экономика Дипломные, научно-исследовательские /НИР, выпускные квалификационные /ВКР, курсовые работы/ проекты с расчетами, отчет по практике по экономике экономика организаций, экономика предприятия, экономика отрасли, экономическая теория, экономический анализ, менеджмент организаций, информационные технологии в экономике, история экономических отношений, теория отраслевых рынков, финансы и кредит, финансы организаций, бухгалтерский учет / бухучет, аудит, статистика, математический анализ, мировая экономика, аудит, банковское дело
    Подробнее →
  •   Диссертации шифр специальности 10.00.00 - филологические науки / филология, языкознание, литературоведение, лингвистика/ - магистерские, кандидатские, докторские, научно-исследовательские творческие работы - НИР, выпускные квалификационные работы - ВКР, научные статьи ВАК и РИНЦ. Дипломные и курсовые работы по филологии. *Филология:  литературоведение, русская литература, литература народов Российской Федерации, зарубежная литература, теория литературы и текстология, фольклористика, журналистика, языкознании,
    Подробнее →
  • Научные работы по специальности математическое моделирование Диссертации кандидатская, магистерская, научные статьи ВАК и РИНЦ, научно-исследовательская работа/НИР, выпускная квалификационная работа /ВКР математическое моделирование в экономике, статистике, логистике. Заказать подбор материала дипломного исследования, дипломной и курсовой работы /проекта, решению задач и тестов матмоделирование Моделирование и математическая модель, Аддитивный метод и расчет коэффициентов, Математические методы моделирования, Математическое
    Подробнее →
  • Диссертации - кандидатская, магистерская, докторская по шифру специальности 13.00.01  -  Педагогика. Научно-исследовательские работы /НИР, выпускные квалификационные работы /ВКР, научные статьи ВАК и РИНЦ, монографии. Дипломные и курсовые работы с исследованием, корреляцией. Консультация бесплатно! дефектология, логопедия, школьная педагогика, социальная педагогика, педагогика и методика преподавания, педагогика начального образования, история педагогики, дошкольное образование, младшие школьники,
    Подробнее →
Загрузить еще ↓ Удерживайте Shift, чтобы загрузить все ВСЕ ЗАГРУЖЕНО