Методы оценки эффективности муниципального управления

Под эффективностью применительно к управлению понимается количественно определенное влияние «нового» управления на результаты деятельности органов власти, отнесенной к затратам на получение этого результата. В данном контексте можно рассматривать эффективность как определенную оценку правильности и неправильности принятого решения по отношению к полученному результату.
Эффективность муниципального управления не может быть измерена каким-либо одним показателем и определяется как результат сложного взаимодействия различных факторов: природных, человеческих, социально-экономических, экологических и др., оказывающих влияние на принятие и реализацию управленческих решений.
Сложность выработки и измерения достаточно объективных показателей эффективности муниципального управления определяется:
– спецификой муниципального образования как сложного объекта управления, имеющего иерархическую структуру;
– трудностями формализованного описания социально-экономических процессов, протекающих на территории муниципального образования;
– сложностью получения достоверной исходной информации;
– трудностями измерения отдельных показателей, имеющих комплексный, обобщенный характер10.
Можно выделить эффективность работы органов местного самоуправления и общую эффективность управления как некую интегральную сумму эффективности. Различают внутреннюю и внешнюю эффективность муниципального управления.
Внутренняя эффективность – это эффективность работы органов, которая состоит в разработке, принятии и организации исполнения управленческих решений, способствующих повышению качества жизни населения.
Внешняя эффективность – это уровень удовлетворения запросов населения, проживающего па территории муниципального образования.
Можно выделить следующие компоненты оценки эффективности муниципального управления:
– обоснование и выбор системы и структуры показателей эффективности муниципального управления, причем как показателей текущего функционирования, так и показателей стратегического развития муниципального образования;
– определение критериев и измерителей эффективности муниципального управления;
– разработка методов расчета отдельных показателей.
Для оценки эффективности муниципального управления может быть предложена система показателей:
– соответствие структуры и численности аппарата управления нормативным требованиям по выполняемым функциям;
– разработка, принятие, организация исполнения решений, обеспечивающих наращивание и развитие использования потенциала личности потребностей и интересов населения;
– оценка оперативности работы аппарата управления;
– соблюдение законности в решениях и действиях органов и должностных лиц;
– взаимодействие органов муниципальной власти с местными сообществами, организациями и населением;
– степень соответствия целей и результатов деятельности органов власти потребностям и интересам населения;
– рациональность управленческой документации, обеспеченность и использование современных информационных технологий, управляемость.
При определении системы критериев и измерителей эффективности муниципального управления можно выделить следующие критерии оценки муниципального управления: действенность, экономичность, качество, соотношение результант и затрат, удовлетворенность работой, внедрение инноваций.
Действительность – степень достижения целей, поставленных перед системой муниципального управления (отношение фактических результатов управления к запланированным). Соотношение результатов и затрат – соотношение объема оказанных муниципальных услуг и затрат на их оказание. Экономичность – отношение фактически потреб ленных ресурсов к запланированным на реализацию определенного решения (задачи). Удовлетворение работой – степень соответствия представлений о социально-психологических условиях работы фактическим условиям. Качество – степень соответствия системы муниципального управления предъявляемым к ней требованиям и ожиданиям. Внедрение инноваций – реальное внедрение современных методов в практику управления местными финансами, муниципальным имуществом, социально-экономическим развитием МО.
Общим показателем социальной эффективности управления служит динамика качества жизни населения, которая зависит во множестве факторов не только от федеральных (региональных) властей, но и от действенности органов местного самоуправления.
В числе главных показателей качества жизни: средняя продолжительность жизни при рождении; уровень образования населения; реальный среднедушевой валовой внутренний продукт.
Измерителями эффективности муниципального управления могут быть: общая социальная эффективность, эффективность организации муниципального управления и эффективность системы муниципального управления.
В качестве измерителя общей социальной эффективности муниципального управления выступает динамика уровня и качества жизни населения. Два других измерителя могут быть разложены на отдельные компоненты .
Эффективность муниципального управления
Виды эффективности
Содержание отдельных видов эффективности
Общая социальная эффективность
Уровень и качество жизни населения
Эффективность организации муниципального управления
1. Содержание и организация процесса управления. 2. Рациональность организационной структуры. 3. Организационно-технический уровень системы муниципального управления
Эффективность системы муниципального управления
1. Степень достижения основных целей муниципального управления. 2. Сочетание потребностной, результативной и затратной эффективности. 3. Эффективность каждой подсистемы, входящей в систему муниципального управления.
Показатели, используемые при оценке эффективности организации муниципального управления могут быть разделены на три группы.
Первая группа показателей характеризует эффективность процесса управления, т. е. соотношение затрат и результирующих показателей управленческого груда. В качестве затрат на управление могут применяться такие легко измеряемые показатели, как текущие расходы па содержание аппарата управления, на эксплуатацию технических средств, па содержание зданий и помещений, па подготовку и переподготовку кадров управления.
Результирующие показатели процесса управления могут оцениваться как количественно, так и качественно и использоваться в качестве критериев эффективности, если организационная структура изменяется в направлении улучшения одного или нескольких показателей без изменения (ухудшения) остальных.
Производительность аппарата управления может определяться объемом информации, выработанной в процессе управления. Под экономичностью аппарата управления понимаются относительные затраты на его функционирование (например, удельный вес затрат на содержание аппарата управления).
Адаптивность системы управления определяется ее способностью эффективно исполнять заданные функции и определенном диапазоне изменяющихся условий. Чем шире этот диапазон, чем более адаптивной считается система.
Гибкость системы управления характеризуется свойством органов управления изменять в соответствии с возникающими задачами свою роль в процессе принятия решений и налаживать новые связи, не нарушая присущей данной структуре упорядоченности.
Оперативность принятия управленческих решений характеризуемся своевременностью выявления управленческих проблем и такой скоростью их решения, которая обеспечивает максимальное достижение поставленных целей при сохранении устойчивости налаженных управленческих процессом.
Надежность аппарата управления в целом xapaктеризуется его безотказным функционированием, т.е. способностью обеспечивать выполнение заданий в рамках установленных сроков и выделенных ресурсов. Для надежности аппарата управления и его подсистем может использоваться уровень выполнения плановых заданий и соблюдение утвержденных нормативов, а также отсутствие отклонений при исполнении указаний.
Вторая группа показателей, характеризуют рациональность организационной структуры управления. Для оценки рациональности организационной структуры управления большое значение имеет ее соответствие объекту управления. Это находит выражение в сбалансированности состава функций и целей управления, в соответствии численности состава работников объему и сложности работ, в полноте предоставления требуемой информации, в обеспеченности процессов управления техническими средствами.12
Третья группа показателей, характеризующих эффективность организационно-технического уровня системы муниципального управления, может быть представлена в виде формулы:
Эоту = (К1 + К2 + К3 + К4 + К5 + К6 + К7 + К8 + К9 + К10 + К11)/11, (1)
где Эоту – эффективность организационно-технического уровня системы муниципального управления;
K1 – уровень разделения труда служащих;
K1 = C1/C (2)
где C1 – число служащих, действующих на основе должностных инструкций;
С – общее число служащих;
К2 – уровень технологичности управления;
К2 = Ф1/Ф, (3)
где Ф1 – число функций органа или структурного подразделения, на выполнение которых имеются инструктивные или методические материалы;
Ф – общее число функций органа или структурного подразделения;
К3 – уровень контроля за исполнением управленческих решений;
К3 = Р1/Р, (4)
где P1 – число контролируемых решений за определенный период;
Р – общее число решений за тот же период;
К4 – уровень планирования деятельности служащих;
К4 = Сп/С, (5)
где Сп – число служащих, работа которых планируется в данном периоде;
С – среднесписочный состав служащих;
К5– уровень числа служащих, текущие результаты которых постоянно оцениваются;
К5 = Со/С, (6)
где Со – число служащих, текущие результаты которых постоянно оцениваются;
С – общее число служащих;
К6 – уровень стабильности кадров;
К6=1 – С2/С (7)
где C2 – число служащих, уволенных за год;
С – общее число служащих;
К7 – уровень дисциплинированности кадров;
К7 = 1 – С3/С, (8)
где С3 – число служащих, получивших за год дисциплинарные взыскания;
С – общее число служащих;
К8 – уровень организации рабочих мест служащих;
K8 = 1 – С4/С, (9)
где С4 – число служащих, рабочее место которых соответствует требованиям научной организации труда на площади, оснащенной в соответствии с условиями труда;
С – общее число служащих;
К9 – уровень технической вооруженности служащих;
K9 = 1 – С5/С, (10)
где С5 – число служащих, использующих персональные компьютеры;
С – общее число служащих;
К10 – уровень организации профессиональной подготовки служащих;
К10=1 – С6/С, (11)
где С6 – число служащих, прошедших профессиональную подготовку за год,
С – общее число служащих;.
К11 – уровень работы с обращениями граждан в органы муниципального управления;
K11 = 1-O1/O, (12)
где O1 – число обращений граждан за определенный период, по которым приняты решения в установленные сроки;
О – общее число обращений граждан за тот же период.
Для оценки эффективности системы муниципального управления могут использоваться следующие методы.
1. Оценка степени достижения основных целей муниципального управления.
Эффективность системы муниципального управления по данному методу рассчитывается по формуле:
 (13)
Эц – обобщенный коэффициент достижения целей системы муниципального управления;
Кув – коэффициент уровня выживания населения соответствующего муниципального образования. Характеризует условия выживания населения, сложившиеся в результате деятельности органов муниципальной власти, действующих на территории муниципального образования. Этот показатель определяется как отношение числа родившихся на территории муниципального образования за оцениваемый период к числу умерших граждан в муниципальном образовании за тот же период. Если это отношение больше единицы, то на территории муниципального образования деятельность муниципальных органов власти дала положительный результат;
Куж – коэффициент уровня жизни населения на соответствующей территории. Определяется как отношение величины денежной суммы прожиточного минимума за период оценки к этой величине за предыдущий период. Если это соотношение больше единицы, то деятельность муниципальных органов власти дала положительный результат;
Кунпч – коэффициент уровня нарушений прав человека в соответствующем муниципальном образовании за определенный период. Этот показатель определяется отношением количества случаев нарушения прав человека, юридически установленных органами власти за предыдущий период и оцениваемый период. Если этот показатель больше единицы, то деятельность органов муниципальной власти дала положительный результат.
2. Метод соотношения потребностной, результативной и затратной эффективности. Нередко считают, что отношение достигнутых результатов к поставленной цели (целевая эффективность) и отношение ресурсов к этим результатам (затратная и ресурсная эффективность) исчерпывают любую эффективность управления. Тем не менее, недостаточно различать эффективность результативную (целесообразную) и экономическую (затратную). Недостаточно говорить о целесообразности и результативности затрат. Необходим еще и анализ обоснованности самих целей деятельности, т. е. анализ эффективности муниципальной деятельности с точки зрения соответствия ее целей нормативным идеалам и ценностным нормам, принимаемым местным сообществом на определенном этапе его развития. Эта эффективность названа потребностной13.
Комплексному понятию эффективности соответствует выражение:
Эк = П/Ц*Ц/Р*Р/3. (14)
Потребностной эффективности (отношение целей к потребностям, идеалам и нормам) соответствует формула:
Эп = П/Ц. (15)
Результативная эффективность (отношение достигнутого результата к преследуемым целям) измеряется с помощью выражения:
Эр = Ц/Р. (16)
Наконец, для определения затратной эффективности (отношение затрат к достигнутым результатам) используется формула:
Эз = Р/3. (17)
3. Метод оценки эффективности системы муниципального управления на основе оценки эффективности управления в каждой входящей в нее подсистеме.
Задача сводится к решению частных задач оценки эффективности системы управления в отдельных сферах муниципальной деятельности и к выведению совокупной оценки эффективности на основе рейтинговых значений важности отдельных сфер. Рейтинговые значения в каждом случае могут быть определены экспертно, исходя из степени остроты отдельных проблем в конкретном муниципальном образовании и в определенный период времени.
Таким образом, эффективность муниципального управления – многраннное понятие. Она может быть измерена только системой показателей. Для измерения эффективности муниципального управления требуется совокупность нескольких методических подходов, при каждом из которых эффективность имеет свое качественное содержание. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо обосновать и разработать систему критериев и показателей, которая по своей сложности соответствовала бы сложности самого объекта управления. При этом наряду с локальными и частными критериями, отражающими отдельные стороны и уровни управления, необходимы обобщающие критерии и интегрированные показатели эффективности.
Раз вы читаете эту статью, то выполняете для себя научную работу – дипломную работу, статью, магистерскую диссертацию или дипломную работу.
Наша команда профессиональных авторов поможет вам в этом нелегком деле, мы оказываем услуги написание дипломной работы на заказ.
Написание дипломной работы на заказ осуществляется с учетом всех требований именно вашего ВУЗа и рекомендациям вашего НР. Все наши авторы-исполнители преподаватели ВУЗов, Кандидаты наук, а так же по некоторым дисциплинам и Доктора наук. Обращаем ваше внимание, что у нас работают только взрослые (от 30 лет) и ответственные люди. А это — реальный показатель высокого качества написанных для вас дипломных работ и других видов научных работ.
Индивидуальный подход и высокое качество работ мы вам гарантируем!
Для того, что бы сделать заказ на  написание дипломной работы не нужно отвлекаться от процесса обучения или постоянной работы, достаточно просто заполнить заявку на нашем сайте и в самые короткие сроки автор-исполнитель начнет выполнять для вас написание дипломной работы на заказ
Индивидуальный подход и высокое качество наших работ мы вам гарантируем!
 
 

Специальности

  • Диссертации по специальности 12.00.00 /юридические науки/ - кандидатская, магистерская, докторская, статьи ВАК и РИНЦ по всем направлениям права. Научно-исследовательские работы /НИР, выпускные квалификационные работы /ВКР, монографии, рефераты.  Консультации бесплатно!Дипломные и курсовые работы.  Конституционное, административное, семейное, уголовное, трудовое, теория государства и права, история государства и права, правоведение, адвокатура, криминалистика, криминология, теория государства и
    Подробнее →
  • Диссертации - кандидатская, магистерская, докторская, научно-исследовательские работы /ВКР, выпускные квалификационные работы / НИР, научные статьи ВАК и РИНЦ, монографию по шифру специальности 26.00.01 Теология. Дипломные и курсовые работы. Консультация бесплатно!*теология/богословие, религиоведение/религия*христианство, язычество, буддизм, католицизм, протестантизм, ислам, индуизм, мусульманство, верование индейцев, классические религии древнего Рима и Древней греции, эллинистические религии*сектоведение, риторика, история вероучений,
    Подробнее →
  • Магистерские и кандидатские диссертации, статьи ВАК и РИНЦ по шифру специальности 08.00.00 - 08.00.14 Экономика Дипломные, научно-исследовательские /НИР, выпускные квалификационные /ВКР, курсовые работы/ проекты с расчетами, отчет по практике по экономике экономика организаций, экономика предприятия, экономика отрасли, экономическая теория, экономический анализ, менеджмент организаций, информационные технологии в экономике, история экономических отношений, теория отраслевых рынков, финансы и кредит, финансы организаций, бухгалтерский учет / бухучет, аудит, статистика, математический анализ, мировая экономика, аудит, банковское дело
    Подробнее →
  •   Диссертации шифр специальности 10.00.00 - филологические науки / филология, языкознание, литературоведение, лингвистика/ - магистерские, кандидатские, докторские, научно-исследовательские творческие работы - НИР, выпускные квалификационные работы - ВКР, научные статьи ВАК и РИНЦ. Дипломные и курсовые работы по филологии. *Филология:  литературоведение, русская литература, литература народов Российской Федерации, зарубежная литература, теория литературы и текстология, фольклористика, журналистика, языкознании,
    Подробнее →
  • Научные работы по специальности математическое моделирование Диссертации кандидатская, магистерская, научные статьи ВАК и РИНЦ, научно-исследовательская работа/НИР, выпускная квалификационная работа /ВКР математическое моделирование в экономике, статистике, логистике. Заказать подбор материала дипломного исследования, дипломной и курсовой работы /проекта, решению задач и тестов матмоделирование Моделирование и математическая модель, Аддитивный метод и расчет коэффициентов, Математические методы моделирования, Математическое
    Подробнее →
  • Диссертации - кандидатская, магистерская, докторская по шифру специальности 13.00.01  -  Педагогика. Научно-исследовательские работы /НИР, выпускные квалификационные работы /ВКР, научные статьи ВАК и РИНЦ, монографии. Дипломные и курсовые работы с исследованием, корреляцией. Консультация бесплатно! дефектология, логопедия, школьная педагогика, социальная педагогика, педагогика и методика преподавания, педагогика начального образования, история педагогики, дошкольное образование, младшие школьники,
    Подробнее →
Загрузить еще ↓ Удерживайте Shift, чтобы загрузить все ВСЕ ЗАГРУЖЕНО