Неполная версия кандидатской диссертации.1-я гл.

Формирование профессионального самосознания у будущих специалистов в области туризма в процессе в туристском вузе.  специальность 13.00.08


Содержание
Глава 1. Педагогические основания исследования проблем профессионального самосознания студентов туристского вуза 2
1.1. Особенности профессионального самосознания студентов туристском вузе 2
1.2. Сущность и содержание понятие профессиональное самосознание в психолого-педагогических исследованиях  
1.3. Критерии и оценки профессионального самосознания студентов туристского вуза 42
Выводы 54
Литература 55

Глава 1. Педагогические основания исследования проблем профессионального самосознания студентов туристского вуза
1.1. Особенности профессионального самосознания студентов туристском вузе
Индустрия туризма вносит значительный вклад в формирование валового внутреннего продукта, повышение платежного баланса страны, создает дополнительные рабочие места, обеспечивает занятость и повышение качества жизни населения. На долю туризма приходится 3,2% мирового ВВП, а с учетом мультипликативного эффекта – 9,4%, при этом количество занятых в индустрии туризма от общего числа работающего населения составляет 7,6%. В РФ доля туризма соответственно составляет 2,5% и 6,3%.
В настоящее время туризм в России признается приоритетной отраслью экономики, его состоянию и развитию государство уделяет пристальное внимание. К 2020 г. Россия может войти в первую десятку стран мира, обеспечивающих популярные направления международного туризма. При этом одной из ключевых задач в решении данной проблемы является создание современной конкурентоспособной системы подготовки кадров для индустрии туризма.
В настоящее время в РФ отсутствует единая концепция и методология непрерывной подготовки кадров для индустрии туризма. С одной стороны, в российском профессиональном туристском образовании еще не накоплен достаточный опыт подготовки высоко-квалифицированных кадров. С другой – слепое копирование зарубежного опыта неэффективно, так как отраслевые системы подготовки кадров в развитых странах направлены на решение задач развития национального туризма в рамках мирового туристского рынка, на котором доля России незначительна.
Таким образом, разработка методологического подхода к формированию системы подготовки кадров для индустрии туризма имеет важное народно-хозяйственное и практическое значение для современной России.
В настоящий момент социальные ожидания связаны с модернизацией высшего профессионального образования, ориентацией на реализацию компетентностного подхода, индивидуализацию образовательных маршрутов, взаимодействие учреждения высшего профессионального образования с окружающей средой.
Профессиональное образование в области сервиса и туризма в России лишь в последние годы стало рассматриваться как социально-педагогическая система, обеспечивающая процесс непрерывного профессионального образования в индустрии туризма. Теоретические основы создания этой системы и ее практическая реализация в нашей стране неразрывно связана с именем В.А. Квартальнова, который рассматривал профессиональное туристское образование в качестве связующего звена между наукой и туризмом .
В этой связи особую актуальность приобретает мысль В.А. Квартальнова о том, что профессиональное образование в индустрии туризма «превращается в настоящее время в главную область вложения интеллектуальнотрудовых и экономических затрат в туризме … Образованность является новым пониманием качества туристской деятельности, при которой накопление и закрепление профессионального и жизненного опыта, общее и профессиональное развитие самосознания и сознания специалистов туризма на протяжении всей их туристской занятости являются приоритетной целью. Исходя из этого, туристское образование следует рассматривать как сферу профессиональной жизни, вокруг которой объединяются представители всех структур и направлений туризма и его практики, заинтересованные в положительном изменении туристского феномена и его образовательных систем и структур» .
В обществе возникает потребность в непрерывном совершенствовании системы подготовки квалифицированных кадров, необходимость создания целостной концепции профессионализации, выявления форм, в которых она происходит. Главное внимание следует сконцентрировать на личности специалиста, так как от того, какой смысл он вкладывает в свою профессию, как он относится к другим людям, к себе, зависит его профессиональная позиция и успешность профессионализации.
Современные темпы развития туристской отрасли в России предъявляют постоянно растущие требовании к учебным заведениям, готовящим профессиональные кадры для работы в туризме. Ежегодные выпуски туристских вузов на рынок труда дипломированных специалистов превышают количество вакансии, несмотря на развитие туристского бизнеса в регионах Российской Федерации. Просматривается как повышение конкуренции при трудоустройстве выпускников между туристскими вузами, так и повышение требований работодателей к уровню профессиональной подготовки выпускников туристских вузов. Главное требование работодателей, предъявляемое к выпускникам - это наличие опыта работы, полученного ими в процессе прохождения учебно-производственной практики во время обучения в вузе.
В научно-педагогической литературе были предприняты попытки рассмотрения проблемы формирования профессиональной позиции через формирование образа профессионала , через рассмотрение системы профессионально важных качеств специалиста , через анализ профессиональной деятельности и т.д.
Мы пришли к выводу, что для выделения структурных компонентов профессиональной позиции специалиста по сервису и туризму необходимо синтезировать накопленный опыт по данному вопросу и выстроить свою стратегию по изучению сущности профессиональной позиции специалиста по сервису и туризму. Вопервых, необходимо проанализировать специфику профессиональной деятельности специалиста данного профиля, занятого в сфере туризма и гостеприимства. Без данного анализа, на наш взгляд, невозможно выделить приоритетные функции и качества специалиста, работающего на предприятиях индустрии туризма. Во-вторых, мы убеждены, что личностные качества, профессионально важные качества специалиста и его компетенции находятся в прямой зависимости от функций деятельности предприятий индустрии туризма и гостеприимства. Чтобы быть успешным профессионалом, в каждый конкретно-исторический период личностные и профессиональные качества специалиста, а также проявление его компетенций должны быть адекватными предъявляемым к нему требованиям в этот период.
Попытаемся определить функции деятельности специалистов и предприятий индустрии туризма и гостеприимства. Работникам, занятым в сфере туризма и гостеприимства, приходится исполнять широкий спектр функций. Работа предприятий индустрии туризма – туристских фирм, предприятий гостиничного хозяйства, консультационных деловых центров и т.д. – может считаться успешной, если исполняются все или большинство их функций.
Сравнение реально исполняемых специалистами по сервису и туризму функций до и после новейшей экономической реформы, до и после открытия границ и с началом функционирования въездного и выездного туризма позволяет заключить, что особо глобальных изменений не произошло. Однако, на наш взгляд, в структурном плане наблюдаются заметные подвижки.
Индустрия туризма и гостеприимства составляет огромный пласт в общей социально-экономической картине развития страны и отдельного региона, приносящий, что немаловажно, стабильный доход в казну государства. В центре внимания деятельности предприятий туризма и гостеприимства находятся многие задачи, составляющие целый спектр самостоятельных функций отдельно взятых специалистов. Сложность алгоритма деятельности специалистов по сервису и туризму в том и заключается, что каждая из функций применительно к конкретной должности или группе должностей, взятая в отдельности, не менее важна, чем все они в совокупной целостности. Вот почему так важна разумная пропорциональность распределения усилий каждого отдельно взятого специалиста по любой из его функций. Вот почему к разным специалистам по сервису и туризму предъявляются, наряду с общими для всех, специальные и специфические требования. По этой же причине разные категории специалистов по сервису и туризму даже в рамках одного и того же предприятия должны обладать разным набором качеств.
Выделенные нами функции специалиста характеризуют специфику деятельности как предприятий, так и самих специалистов по сервису и туризму, уровень развития специалиста в личностном и профессиональном плане, конкретное состояние организации труда и т.д. В силу данного обстоятельства необходимо учесть совокупность требований, предъявляемых к специалисту по сервису и туризму (табл. 1).

Таблица 1
Требования к составлению профессионального стандарта специалиста по сервису и туризму
Блок 1 Блок 2 Блок 3
Пригодность к профессиональной деятельности Готовность к осуществлению профессиональной деятельности Компетентность специалиста
Элементы Элементы Элементы
1. Психофизические данные
2. Жизненные достижения
3. Общий интеллект
4. Специальные наклонности
5. Личностные качества
6. Прочие обстоятельства
Образовательная квалификация
Профессиональные умения, навыки
Коммуникативность
Организаторские качества
Мотивация
Сформированность личности
Прочие требования
1. Прагматические способности
2. Творческий потенциал
3. Исполнительские способности
4. Продуктивность
5. Применение этики и культуры общения с клиентурой
6. Мобильность
7. Предпринимательские способности
8. Прочие показатели
Предложенная нами таблица, как можно заметить, позволяет по-новому взглянуть на традиционно сложившуюся формулу подбора и оценки кадров по их идейным, деловым и личностным качествам. Речь идет о том, что зачастую на практике многообразие требований к кадрам сводится в три эти группы. Эта схема не является директивой, обязательной к исполнению, а всего лишь носит инструктивный характер, сообщает о более рациональном и удобном способе подбора и оценке кадров.
В рамках исследуемой нами проблемы данная трактовка требований к специалисту интересна нам лишь как структурная составляющая профессиональной позиции специалиста по сервису и туризму.
На основе новой парадигмы подбора и оценки кадров с позиций функциональной пригодности, профессиональной готовности и профессиональной компетентности предлагается задействовать систему приоритетных качеств специалиста по сервису и туризму. В соответствии с концептуальной структурой профессиональной позиции специалиста указанная система представлена блоками качеств, которые были определены нами в ходе анализа профессиональной деятельности специалиста в сфере туризма и гостеприимства, а также в ходе анкетирования студентов и последующего ранжирования этих качеств. Нами были выделены пять блоков личностных и профессионально важных качеств: морально-нравственные, эмоционально-волевые, деловые и организаторские, профессиональные ЗУНы (знания, умения, навыки) .

Структура профессиональной позиции специалиста по сервису и туризму была бы, на наш взгляд, неполной без выделения компетенций, которыми должен владеть специалист, успешно осуществляющий свою профессиональную деятельность. Понятие компетентности связано с выполнением сложных практических задач. Их выполнение требует не только наличия определенных знаний и умений, но также определенных стратегий и приемов, необходимых для применения этих знаний и умений, соответствующих эмоций и отношений, а также управления всей этой системой .
Мы сочли необходимым в структуре профессиональной позиции специалиста по сервису и туризму выделить еще одну составляющую – профессиональные компетенции. На основе анализа профессиональной туристской деятельности и учитывая принципы одного из ведущих подходов – компетентностного – нами были выделены следующие компетенции: компетенция личного самосовершенствования, компетенция экономико-правовой культуры, информационная компетенция, иноязычная, учебно-познавательная, социокультурная, управленческая, гражданская, здоровьесберегающая, коммуникативная, социально-трудовая, ценностно-смысловая.
Представим общую структуру профессиональной позиции специалиста по сервису и туризму в табл. 2.
Таблица 2
Профессиональная позиция специалиста по сервису и туризму
Структурный блок профессиональной позиции Содержательный компонент
1. Функции специалиста Социально-экономическая, хозяйственно-производственная, административная, организационная, обучающая, воспитательная, координирующая, коммуникативная, функция планирования, саморегуляции, политико-идеологическая
2. Интегральные требования 1) пригодность к профессиональной деятельности; 2) готовность к профессиональной деятельности; 3) профессиональная компетентность
3. Ценностно-смысловые ориентиры 1) возможности самореализации личности; 2) общественная значимость деятельности; 3) социальный статус профессии; 4) ценностное отношение к режиму и условиям деятельности
4. Профессионально-личностные качества 1) морально-нравственные; 2) эмоционально-волевые; 3) коммуникативные; 4) деловые и организаторские; 5) профессиональные ЗУНы
5. Профессиональные компетенции 1) компетенция личного самосовершенствования; 2) компетенция экономико-правовой культуры; 3) информационная компетенция; 4) иноязычная; 5) учебно-познавательная; 6) социокультурная; 7) управленческая; 8) гражданская; 9) здоровьесберегающая; 10) коммуникативная; 11) социально-трудовая; 12) ценностно-смысловая

Предлагаемый подход к вычленению приоритетных составляющих профессиональной позиции специалиста основывается на ведущих научных подходах (личностно-деятельностном, модульно-компетентностном, аксиологическом, ситуативном и др.).
Во-первых, такая методология несколько отличается от традиционно трактуемых понятий профессиональной позиции, поскольку в новой структуре профессиональной позиции предлагается возможность оценивания специалиста не только по профессионально-личностным качествам, но и с учетом его ценностно-смысловых ориентаций и потенциального развития различных видов компетенций.
Во-вторых, в структуру профессиональной позиции специалиста по сервису и туризму вошел функциональный компонент, позволивший оценить цели и задачи отдельных предприятий индустрии туризма и гостеприимства, а также обозначить функции специалистов, занятых на конкретных предприятиях и работающих в конкретных должностях.
В-третьих, предложенный автором исследования подход к выделению структурных составляющих профессиональной позиции оптимально сочетает теоретический и практический аспекты оценки качества специалиста по сервису и туризму, интегрируя их в процессе вынесения решения об уровне соответствия имеющихся у работников качеств предъявляемым по должности требованиям.
В-четвертых, предлагаемый подход не противоречит уже сложившейся практике оценочной работы, поскольку имеет целью преодоление субъективизма и поверхностного отношения к вопросу оценки кадров и направлен на повышение эффективности и качества анализа кадрового потенциала.
В-пятых, предложенная модель профессиональной позиции может использоваться применительно к другим видам и направлениям деятельности, достаточно лишь определить или скорректировать содержание каждого компонента под ту или иную категорию работников. Выстроенная структура профессиональной позиции обладает гибкостью, которая позволяет относительно легко обновлять конкретные ее блоки при изменении требований к служащим иного профиля.
Образ профессионала может рассматриваться как объективный показатель динамики профессионального самоопределения личности. Динамические изменения в ходе профессионального становления затрагивают все психические уровни личностной архитектоники: эмоционально-ценностный, мотивационно-регулятивный, когнитивный, поведенческий. Осознание собственных свойств и соотнесение их с требованиями выполняемой деятельности способствует построению образа профессионала, который в свою очередь придает побудительные силы к совершенствованию психологической структуры личности, развитию профессионально важных качеств.
Как известно, образ профессии является важнейшим регуляторным механизмом профессионального самоопределения как на начальных этапах, так и на стадии реализации профессионального потенциала . В процессе профессионального становления личности как профессионала формируются субъективные, имплицитные представления об основных направлениях и сторонах деятельности, о соответствии или несоответствии собственных качеств требованиям профессии, происходит переоценка субъективно-личностного отношения к труду.
Резюмируя все вышесказанное, хотелось бы дать свое определение понятия профессиональной позиции по отношению к специалисту, по сервису и туризму. Под профессиональной позицией специалиста по сервису и туризму мы будем понимать структурно-уровневое образование, отражающее единство и характер связи компонентов, которые выражают сформированность личностных, деловых качеств специалиста, его ценностносмысловых ориентаций в жизни и профессии, а также степень овладения компетенциями, необходимыми для успешного осуществления своей профессиональной деятельности в различных ее проявлениях.

1.2. Сущность и содержание понятие профессиональное самосознание в психолого-педагогических исследованиях
В современных условиях приоритетной миссией учреждения высшего профессионального образования выступает формирование базовых профессиональных компетенций специалиста. Компетентностный подход (В.А. Болотов, И.А. Зимняя, О.Е. Лебедев, В.В. Сериков, Т.И. Шамова, А.В. Хуторской.) предполагает «целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых функций, социальных ролей, компетенций». На первое место выдвигается не профессиональная информированность студентов, а умение решать проблемы, возникающие в познании, при освоении техники и технологии, в ситуациях самоорганизации, нравственного выбора и самооценки.
Профессионализация – целостный непрерывный процесс становления личности специалиста, который начинается с момента выбора и принятия будущей профессии, и заканчивается, когда человек прекращает активную трудовую деятельность. Наиболее интенсивным периодом профессионализации считается обучение в вузе. Поэтому важной задачей университетского образования, помимо передачи знаний и умений, должно стать формирование личности профессионала, содействие его идентификации с профессией, основанное на учете психологических закономерностей процесса профессионализации.
Важнейшую роль в профессионализации играет становление профессионального самосознания, выражающееся в профессиональной идентичности. Профессиональная идентичность это «многомерный и интегративный психологический феномен, обеспечивающий человеку целостность, тождественность и определенность в профессиональной деятельности» . О становлении профессиональной идентичности может говорить ощущение человеком собственной компетентности, эффективности и личной влиятельности.
Образ профессионала, являющийся одним из компонентов профидентичности, складывается в единую систему к концу обучения в ВУЗе. Входящие в его состав профессионально важные качества личности специалиста в области туризма изменяются от обусловленных внешней мотивацией и ориентированных на внешнюю оценку, к внутренне мотивированным, позволяющим профессионалу сначала «управлять собой как личностью», а в дальнейшем «управлять собой как профессионалом».
Проблема развития «самосознания» человека изучается целым рядом наук: философией, социологией, психологией, педагогикой. В каждой из них «самосознание» рассматривается под своим «углом зрения», исследуется с использованием «собственного инструментария». Но в то же время вопросы, на которые пытаются найти ответ учёные, практически одни и те же: что такое «самосознание» как социальный и психологический феномен, каким образом оно складывается и развивается на протяжении всей жизни человека, от чего зависит его развитие, какую роль оно играет в жизни и профессиональной деятельности?
В философии «самосознание» определяется большинством учёных как компонент «сознания», заключающийся в «отношении субъекта к самому себе» и имеющий «социальную природу».
В социологии развитие самосознания рассматривается важнейшим компонентом (одной из сфер) процесса социализации человека, становления в человеке образа его «Я», который возникает у человека не сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных «социальных влияний».
Психологический аспект исследования проблемы самосознания связан в основном с рассмотрением его генезиса, сущности, структуры. С позиций психологов развитие самосознания проходит те же стадии, которые проходит и познание человеком объективного мира, – от элементарных самоощущений к самовосприятиям, самопредставлениям, мнениям и понятиям о себе. Самосознание – это осознание человеком себя, своих возможностей, качеств и свойств. Развитие самосознания – это не отдельно взятый самостоятельный процесс, он осуществляется в единстве с развитием личности, основан на рефлексии и обусловлен способностью к самоанализу и оценками других людей.

Несмотря на терминологическую разобщенность и разнообразие толкований понятия «самосознание», можно сделать вывод, что самосознание в самом общем виде определяется как процесс и результат осознания и оценки личностью каких-либо ее характеристик и действий. «Важно при этом различать знание о себе и осознание себя. В общем случае первое не может называться самосознанием» (А.Н. Леонтьев). В аспекты личности, которые осознаются ею и составляют структуру самосознания, исследователи включают от осознания своих физических состояний и параметров до потребностей, ценностей и смыслов.
Л.С. Выготский различал деятельность сознания, направленную на внешнюю действительность, и деятельность сознания, направленную на собственные действия человека. Первое, по его мнению, есть сознание, второе – осознание. Мы согласны с В.В. Столиным в том, что человек не находится в состоянии осознания все время. Механизмы осознания включаются при возникновении конфликтного личностного смысла. Некоторые авторы также выделяют субъективно переживаемые трудности как фактор включения осознания и запуска процессов самосознания (В.П. Бе¬дерханова, И.В. Вачков, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова).
Структура самосознания раскрывается через структуру образа, в которой может преобладать один из 3-х основных компонентов сознания: личностный смысл, значение и чувственная ткань (А.Н.Леонтьев). Структура самосознания также рассматривается в процессуальных терминах самопознания, самоотношения и саморегуляции (И.И. Чеснокова ). Процессы самопознания и самоотношения взаимосвязаны в целостном акте самосознания и определяются общими факторами формирования и функционирования человека - условиями деятельности и общения. М.Р.Гинзбург считает, что самопознание представляет собой ориентацию в ценностно-смысловом содержании индивидуального сознания . Под саморегуляцией понимается такая форма регуляции поведения, которая осуществляется на основе результатов самопознания и самоотношения в пространственно-временной плоскости жизнедеятельности человека.
Большинство авторов рассматривают в качестве важнейшего компонента самосознания личности ее самооценку (К.А. Абульханова-Славская, Т.В. Галкина, М.И. Лисина, В.С. Мерлин, Л.М. Митина, А.А. Реан, И.И. Чеснокова и др.). Самооценка складывается на основе соотнесения личностью своих характеристик (Я реальное) с неким эталоном (Я идеальное). Я идеальное формируется под влиянием усвоенных личностью ценностей или ценностных ориентаций (Н.Н. Никитина, В.А. Сластенин), которые являются одним из факторов становления личности, определения ею путей своего развития и тех целей, которых она хочет достичь.
В.И. Моросанова, изучая регуляторную роль самосознания, делает акцент на содержательно-смысловой стороне самосознания и выделяет компоненты, перспективные в плане эмпирического исследования. К ним относятся:
1) ценностные ориентации, которые являются содержательным компонентом Я идеального;
2) мотивационная сфера, соотносимая с содержанием Я актуального или Я реального;
3) представления о жизненном пути, являющиеся содержанием Я прошлого, Я настоящего и Я будущего; все перечисленные компоненты есть смысловое содержание когнитивной составляющей Я-концепции;
4) самоотношение (самоуважение), соотносимое с эмоционально-ценностной составляющей Я-концепции.
Педагогический аспект рассмотрения самосознания, главным образом, связан с проблемой его развития в разные периоды жизни человека, профессионального самосознания – с периодом профессионального становления. Большинство исследователей проблемы профессионального самосознания (В.Ф. Петренко, Д.В. Ронзин, Е.В. Улыбина, И.И. Чеснокова) склонны понимать под «самосознанием» осознание человеком себя как личности, а под «профессиональным самосознанием» – осознание самого себя как профессионала. Поэтому педагогический аспект его исследования заключается в уточнении понимания сущности «профессионального самосознания», в определении факторов, условий, причин, оказывающих существенное влияние на ход его развития в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста, в выявлении структуры профессионального самосознания.
Близкими по смыслу понятию «самосознание» являются понятия «Я-кон¬цепция», «образ Я», «идентичность», «самоотношение». Как видно из обзора трудов зарубежных психологов, с помощью понятий «Я-концецпия», «самосознание» и «идентичность» описывается одна и та же психическая реальность человека. В отечественной же психологии отдается предпочтение термину «самосознание». Всеми авторами отмечается важность социального влияния в происхождении и развитии самосознания. Для настоящего исследования актуально выделение ценностного, целевого (А. Уотерман, К. Роджерс) и самооценочного (К. Роджерс, Р. Бернс) компонентов в структуре этих явлений, которые человек способен осознавать при помощи рефлексии (Дж. Мид), а также понимание самосознания как социальной установки, в которой присутствуют когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты (Р. Бернс).
Самосознание проходит определенные этапы развития, важнейшим из которых выступает юношеский возраст. Онтогенетическим этапам соответствуют определенные уровни развития самосознания, наивысшим из которых является целенаправленно-деятельностный уровень (В.Ф. Пет¬ренко ), уровень, на котором ценностные ориентации личности связываются с осознаваемыми целями жизнедеятельности. Это положение представляется нам особо значимым при поиске психологических средств, направленных на развитие самосознания студентов на этапе завершения вузовского образования в процессе производственной практики. Высшие уровни могут и не быть достигнуты даже в течение всей жизни человека. Тем не менее есть основания предполагать, что студенты (юноши и девушки 17–22 лет) обладают предпосылками для их развития.
Самосознание в психической деятельности человека выступает как сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование – понятие собственного «Я».
В отличие от самосознания в целом, профессиональное самосознание специфичнее по своему содержанию – в профессиональном самосознании на первый план выдвигается содержание, касающееся профессиональной деятельности.
Б.Г. Парыгин рассматривает профессиональное самосознание как осознание своей принадлежности к профессиональной группе. З. Иванова и К. Косев понимают профессиональное самосознание как познание и самооценку профессиональных качеств и отношение к ним . В.Н. Казиев считает, что профессиональное самосознание является инстанцией, в которой происходит оценка имеющихся достижений, планирования направления саморазвития, его осуществление .
П.А. Шавир определяет профессиональное самосознание как избирательную деятельность самосознания, подчиненную задаче профессионального самоопределения . В наиболее обобщенном виде оно проявляется в осознании себя как субъекта будущей профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение принято рассматривать как выбор и реализацию способа взаимодействия с окружающим миром и нахождение смысла в данной деятельности .
Можно отметить, что профессиональное самосознание прямо связано с осознанием человеком себя в профессиональной деятельности, т.е. содержание профессионального самосознания относится к профессиональной деятельности и к себе, как к субъекту этой деятельности. Если самосознание формируется в жизнедеятельности и общении с окружающими людьми и является результатом познания себя, своих действий, психических качеств и т.д., то профессиональное самосознание – это проекция всех структурных компонентов самосознания на профессиональную деятельность.
С целью практического изучения профессионального самосознания, учитывая функцию профессионального самосознания как средства саморегуляции профессиональной деятельности, структурное строение профессионального самосознания можно представить следующим компонентным составом: осознание профессиональной морали; осознание профессиональной нравственности; осознание себя как субъекта профессиональной деятельности; осознание и оценка отношений; осознание собственного развития во временной связи .
Важным компонентом самосознания, по мнению многих ученых , является осознание человеком себя как субъекта своей деятельности. Он выбирает средства, учитывает условия выполнения деятельности, при этом хорошо зная конечный продукт своего труда. Осознание себя как субъекта профессиональной деятельности означает осознание своей ответственности и своей роли в постановке задач, в формировании целей, в выборе средств выполнения деятельности, в получении конечного продукта. Не менее важным является и осознание своей индивидуальности в выполнении деятельности.
Традиционно важным в структуре самосознания считается осознание особенностей личности. В профессиональном самосознании содержится понимание именно тех свойств и качеств, которые необходимы для успешного выполнения профессиональной деятельности, т.е. профессионально важных качеств. Для разных профессий эти качества будут разными, но степень их осознания оказывает заметное влияние на выбор задач, на ход выполнения деятельности, на уверенность в себе.
В структуру профессионального самосознания, как и самосознания в целом, входит осознание и оценка отношений. Включение человека на длительный срок в состав референтной группы обусловливает развитие этих отношений. Именно в этих условиях формируется отношение человека к самому себе как к специалисту, отношение к коллегам по профессии, отношение к своей профессиональной деятельности.
Процесс вхождения молодого человека в избранную им профессию – не только приобретение соответствующих трудовых навыков и умений, но и активное личностное становление, принятие профессии, вживание в нее .
Развитие личности связано со становлением и развитием ее отношений к людям, к миру, к своей деятельности, к самому себе и, в итоге, к собственной жизни. Превращение этих отношений в устойчивые, сознательно выстраиваемые, знаменует становление человека как субъекта своей жизнедеятельности. Становление человека субъектом собственной жизни означает его самоопределение не только по отношению к отдельным событиям, но и к жизни в целом .
Основные механизмы формирования самосознания в целом и по своей сущности являются социально-психологическими: интериоризация, социальное сравнение, самоатрибуция, идентификация. Для нашей работы важным методологическим положением, касающимся механизмов формирования самосознания, является положение о том, что субъективные переживания определяют процесс отнесения себя к конкретной социальной группе (этнической, профессиональной, половой) (Г.Г. Шпет ).
В структуре самосознания выделяются: когнитивный, аффективный и поведенческий (конативный) компоненты; объективные (пол, возраст, национальность, профессия) и субъективные (стремления и цели, самооценки) составляющие (И.С. Кон, М. Кун, Т. Макпартлэнд); социальная идентичность, диспозиции и физические характеристики (И.С. Кон); знание о себе и самоотношение (В.В. Столин). В общем виде принято выделять две формы самосознания — реальную и идеальную. Реальная содержит представления личности о себе, идеальная - представления личности о себе в соответствии с желаниями. Расхождение между реальной и идеальной формой самосознания может приводить как негативным (источник серьезных внутриличностных конфликтов), так и позитивным (самосовершенствование личности и ее стремление к развитию) следствиям.
В контексте профессионального становления идеальное Я представлено эталоном личности профессионала, который содержит в себе характеристики общего, связанного с представлениями о человеке, достигающего успеха в данной профессии, особенного, связанного с более тонкой спецификой предмета профессиональной деятельности, с социально-исторической характеристикой времени и общества, и единичного, связанного со своеобразием личности конкретного субъекта и неповторимостью процесса его профессионального становления. Связь между Образом-Я и эталоном личности профессионала исследуется через сравнение объема описываемых профессиональных трудностей и профессиональных планов, через сходство перечня приписываемых и оцениваемых свойств.
В теоретическом и прикладном плане важно изучать не просто недифференцированную самооценку, а конкретные ее составляющие и их соотношение. Именно с самооценочными паттернами, а не с упрощенной обобщенной самооценкой, связаны объяснительные механизмы профессиональной успешности и динамичного профессионального развития личности. Это положение нашло отражение в программе нашего эмпирического исследования профессионального самосознания студентов-будущих специалистов в области туризма.
Кроме содержания и структуры изучение самосознания предполагает выделение и исследование его основных функций. К их числу относятся:
- интерпретация опыта,
- регуляция,
- прогнозирование,
- самовыражение,
- развитие личности,
- поддержание самотождественности.
Несмотря на различные научные точки зрения, в психологических исследованиях самосознание рассматривается как динамическое обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности. Формирование, развитие и изменение самосознания обусловлено факторами внешнего и внутреннего порядка.
Обзор научных исследований позволяет увидеть, что проблема профессионализации относится к числу стабильно актуальных проблем психологии. В рамках большинства психологических школ разрабатывались различные концепции, объясняющие направленность профессионального выбора и дальнейшие профессиональные достижения человека, формулировались факторы, влияющие на такой выбор. Наиболее важной для нашего исследования является теория профессионального развития Д. Сьюпера. Основное положение этой теории заключается в том, что главным механизмом выбора и дальнейшей самореализации индивида в профессиональной деятельности является имеющаяся у него потребность осуществить формирующуюся Я-концепцию. Конкретика профессионального выбора обусловлена содержанием такой Я-концепции, а устойчивость выбора и удовлетворенность предпочтенной профессией определяются совпадением Я-концепции с требованиями профессии. Удовлетворенность сделанным выбором во многом зависит от точности и реалистичности знаний о тех требованиях, которые профессии предъявляют к личности человека.
Поскольку профессиональное самосознание является частью общего самосознания личности, возникает вопрос об их соотношении. Анализ литературы показывает, что, решая этот вопрос, исследователи учитывают место конкретной деятельности в жизни личности, место личности в этой деятельности, место личности в собственной жизнедеятельности, место профессионального самоопределения в жизненном самоопределении личности. Подчеркивается, что направление, в котором изменяется личность в процессе профессионализации, и движение личности к более общим целям и смыслам должны совпадать. Возможны следующие варианты соотношения общего и профессионального самосознания:
1. Профессиональное самосознание приближается к общему самосознанию. Оно есть отражение разнообразных отношений личности, выходящих за пределы ее профессиональной деятельности. В этом случае человек «шире» своей профессии.
2. Общее самосознание сужено до профессионального самосознания. В этом случае профессия воспринимается как единственная сфера приложения сил, реализации себя как личности. Суженность представлений о себе формируется монокритерий межличностного оценивания и самооценки: успешность в профессиональной деятельности. Человек «равен» своей профессии.
3. В профессиональном самосознании не представлены отношения к профессии во всем их многообразии. Общее и профессиональное самосознание сужены до представлений о себе, отражающих лишь отдельные стороны профессии. В этом случае человек «уже» своей профессии.
Большой интерес в этом плане представляют работы С.Т. Джанерьян , которая определяла профессиональную Я-концепцию как специфическое системное образование, функционально-целевое назначение которого выступает в осознании (осмыслении) субъектом профессиональной деятельности и себя в ней в соответствии с ценностно-смысловым отношением к профессии. Содержательно профессиональная Я-концепция определяется автором как система сопряженных с оценками представлений человека о себе самом как субъекте конкретной профессиональной деятельности и как личности. Компонентами профессиональной Я-концепции выступают отраженные в ней в разной степени осознанности, значимости, временной представленности личностные и субъектно-деятельностные свойства человека, конкретизирующиеся в разнородных по содержанию и функциям его интенциональных, инструментальных и экспрессивных чертах. Целостность и единство компонентов профессиональной Я-концепции базируется на ее общем функционально-целевом единстве, вытекающем из того или иного целесредственного ценностно-смыслового отношения к своей профессиональной деятельности. Автором разработана типология профессиональных Я-концепций, где основанием дифференциации выступили содержание, структура, своеобразие интегральных характеристик, ведущие функции, реализующиеся в специфике содержания и временной направленности поведения человека в профессии. Структурно каждый из типов профессиональной Я-концепции характеризуется высокой или частичной интегрированностью, высокой или частичной дифференцированностью, дезинтегрированностью в зависимости от направленности, содержания и видов связей, устанавливающихся между разными компонентами Я-концепции.
Важными для понимания сущности и специфики профессиональнго самосознания мы считаем понятия профессиональной идентичности, профессиональной направленности и профессиональной позиции.
Профессиональная идентичность определяется как результат процессов профессионального самоопределения, персонализации и самоорганизации, проявляющийся в осознании себя представителем определенной профессии и профессионального сообщества, определенная степень отождествления-дифференциации себя с делом и другими, проявляющаяся в когнитивно-эмоционально-поведенческих самоописаниях (Л.Б. Шнейдер) . Формирование профессиональной идентичности оказывает влияние на все структуры личности индивида, его личностное развитие. Наибольшая связь профессиональной идентичности обнаруживается с нравственными профессиональными ориентирами, выражающимися в ощущении ответственности и в переживании собственной профессиональной самоэффективности.
Профессиональная направленность как интегральная характеристика мотивации профессиональной деятельности, определяемая также всеми побуждениями в мотивационной сфере и в особой мере выражающаяся в интересах, отношениях, целенаправленных усилиях (А.К. Маркова ) является важнейшим компонентом подготовки специалиста, повышающим возможность усвоения профессиональных знаний, умений, навыков, способствующим развитию личности будущего специалиста.
Профессиональная позиция – неотъемлемая часть профессионализации личности, сложный процесс циклического характера, проявляющийся в совершенствовании знаний, умений, навыков и способностей человека и выработке на их основе отношения к профессии, принципов, правил поведения в трудовой деятельности, определенной устойчивой точке зрения на основные вопросы, касающиеся конкретной профессиональной деятельности.
Развитие профессиональной позиции происходит на протяжении всего времени профессионального самоопределения и профессиональной деятельности. Но наиболее интенсивно становление профессиональной позиции идет в периоды выбора профессии, профессионального обучения и на начальных этапах собственной профессиональной деятельности. Именно в эти периоды складывается система отношений человека к труду, предмету труда, возможностям самовыражения через его процесс и результат. Несмотря на различия в определении понятия «профессиональная позиция» разными авторами, общим является то, что позиция определяется как проявляемое в деятельности отношение специалиста к профессии и к себе в ней. Это позволяет нам рассматривать профессиональную позицию как часть конативного компонента профессионального самосознания.
Рассматривая профессиональное самосознание, мы используем термин «развитие». И это не случайный выбор. Под развитием профессионального самосознания нами понимается процесс дальнейшего совершенствования уже имеющегося на момент поступления в военный вуз индивидуального, включающего в себя отдельные проявления профессионального, самосознания абитуриентов.
Развитие профессионального самосознания будущих профессионалов в области туризма протекает в условиях квазипрофессиональной деятельности, осуществляемой в ходе обучения в туристском вузе. Структурно она повторяет образовательный процесс в любом другом вузе и включает в себя совокупность таких компонентов, как цель, задачи, принципы, формы, методы и средства обучения. В то же время, она является своеобразной по своим целям и задачам, содержанию, внешним и внутренним условиям, средствам, особенностям протекания психических процессов, проявлениям мотивации, состояний личности и коллектива, а следовательно, и по протеканию процесса развития профессионального самосознания.
Обобщая различные точки зрения, мы сформулировали следующие отличия профессионального самосознания от общего самосознания личности:
а) профессиональное самосознание регулирует профессиональное поведение и отношения субъекта профессиональной деятельности;
б) профессиональное самосознание имеет профессионально-деятельностное содержание Я-образов (так, «Я-профессионал в прошлом» может рассматриваться как негативный образ «неумехи», но как личность в целом «хорошим парнем»; «Я-профессионал в настоящем» как совокупность индивидуальных профессиональных особенностей, качеств, умений и знаний; «Я-профессионал в будущем» рассматривается как статусное содержание, как профессиональная перспектива, карьера человека);
в) по составу Я-образов профессиональное самосознание определяется спецификой профессиональной деятельности (так если в деятельности фигурирует клиент, заказчик, или другой человек, выступающий объектом деятельности, то важное место в профессиональном самосознании может занимать «Я-образ глазами клиента»). Отличия есть и по механизмам самооценки. Так если общая самооценка опирается на морально-нравственные нормы, ценности личности и ситуативные критерии оценки поведения, то профессиональная самооценка имеет более формализованные и операционализированные критерии оценки профессионального поведения.
Большинство отечественных исследователей (Е.М. Васильева, 1992; В.Н. Козиев, 1980; Л.М. Митина, 1995) и некоторые зарубежные психологи (Т. Макклапаред, М. Кун, 1984) предполагают, что профессиональное самосознание -это установка на себя в профессионально-трудовой сфере. И как любая установка, самосознание имеет когнитивную, аффективную и поведенческую подструктуру (Я-понимание, Я-отношение, Я-поведение). Следовательно, ключевыми компонентами структуры профессионального самосознания являются компоненты, которые характеризуют когнитивный, аффективный, поведенческий уровни и процессы профессиональной идентификации, как ключевые механизмы интеграции «профессионального Я».
Анализ поведенческого уровня профессионального самосознания показывает сложность выделения отдельных компонентов. Основными функциями здесь являются самоконтроль и саморегуляция субъекта в профессиональной деятельности. С нашей точки зрения, эти функции реализуются через профессиональную идентификацию и профессиональное самоопределение, в результате которого формируется профессиональная позиция индивида.
Для отечественной психологии характерна точка зрения, что профессиональная идентификации является механизмом «врастания» человека в профессию и профессиональную среду. Так, Е.А. Климов (1996), задавая критерии профессионального самосознания, выделяет такой компонент: «сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности («мы-токари», «мы-рабочие»)». Этот компонент можно определить как «социальная профессиональная идентичность».
Анализируя структуру и функции профессиональной идентичности, Е.П.Ермолаева (1998) считает, что идентичность складывается только на достаточно высоких уровнях овладения профессией и выступает как устойчивое согласование основных элементов профессионального процесса, понимая под этим реализующие, стабилизирующие и преобразующие компоненты профессиональной деятельности. Мы считаем, что идентификация предполагает возможность отождествления и разотождествления себя как личности и себя как субъекта деятельности, т. е. сохраните разницы позиций в системе «Я». Этот процесс развернут во времени, и результатом его является профессиональная идентичность личности, которая проявляется в комплексе субъективных и объективных показателей.
Развитие профессионального самосознания происходит на протяжении практически всей сознательной жизни человека, начиная с ролевых игр в детстве и заканчивая трудовой деятельностью в старости (Е.А. Климов, Д. Сьюпер). Важным в развитии профессионального самосознания служит получение профессионального образования. Этот период связан с интенсивным развитием у студентов как самосознания вообще, так и профессионального самосознания в частности, поскольку происходит первое знакомство с будущей профессией, попытка интериоризации ее ценностей, соотнесение требований профессии со своими возможностями, качествами.
З.И. Рябикина к важным факторам развития личности в профессии относит идеальную (эталонную) модель профессионала («образ профессионала»), личностная и профессиональная структура которой для субъекта на каждом этапе его профессионализации есть побудительный мотив стремления и стратегии приближения к этой эталонной модели. В профессиональной подготовке социальных работников в вузах эталоны и идеалы отражены в образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения в виде требований к личностному развитию выпускников, которые обозначены как общекультурные компетенции.
Анализируя проблему формирования и динамики профессионального самосознания, большинство авторов сходятся на следующих положениях:
1) профессиональное самосознание в процессе профессионализации по своей структуре существенно изменяется;
2) общая тенденция динамики профессионального самосознания сводится к качественному и количественному усложнению когнитивных, аффективных и поведенческих подструктур;
3) существуют специфические условия и движущие силы (ключевые противоречия) развития профессионального самосознания. Но в то же время, на наш взгляд, не г адекватного ответа на ряд таких существенных вопросов: какие критерии можно применить для оценки динамики профессионального самосознания в процессе обучения в ВУЗе; каковы стадии динамики профессионального самосознания в процессе профессионального становления; как особенности деятельности отражаются на формировании профессионального самосознания.
Вслед за Елагиной Л.В. мы принимаем личность будущего специалиста как «целое», рассматриваем его как «цель», формируя свою точку зрения в категории оппозиции «цель и средство». В исследовании одним из возможных «чистых» теоретических стратегий стал ответ на конкретно-исторический вопрос нашей социальной реальности: личность будущего специалиста для нас – цель.
Анализ работ С.Я.Батышева, А.С. Белкина, А.П.Беляева, Л.А. Воловича, А.Г. Гостева, М.И.Махмутова, Е.Г.Осовского, А.Г.Соколова, Н.М.Таланчука, В.Н. Худякова позволяет связать включение личности в социокультурное пространство с процессом профессионального обучения. Анализ философской и педагогической литературы свидетельствует, что приобщение к культурным ценностям включает в себя:
а) осмысление и присвоение знаний и умений (профессиональных понятий, теорий, знаков, терминов и т.д.); рефлексивный подход к личному поведению и отношениям как культурной ценности; ориентацию будущего специалиста в нравственных нормах отношений; актуализацию социальных и профессиональных ценностей культуры; превращение культурных ценностей в принцип поведения, отношений и деятельности;
б) учет тенденций развития социокультурного пространства;
в) освоение профессионально-культурных норм отношений, исходя из: наличия культурных ценностей; участия личности в процессе культурообразования; приобщение личности будущего специалиста к различным информационным источникам профессиональной культуры;
г) организацию социокультурного образовательного процесса на основе формирования установки: на ориентацию в социальных и профессиональных ценностях, на присвоение ценностей; на творческое отношение к учебной и профессиональной деятельности; на развитие рефлексивной культуры будущего специалиста, на переход обучения в самообучения, развития в саморазвитие.
Поскольку педагогу принадлежит задача пробудить и сформировать в субъекте потребность в культуре профессиональной деятельности, стремление действовать, умение понимать и оценивать окружающее, культуру, себя, желание достигать целей и реализовать личностную позицию, то в деятельностном плане культура профессиональной деятельности заключается в приобщении и освоении субъектом норм его профессиональной деятельности .
Культура профессиональной деятельности понимается как интегративное качество личности, включающее мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, эмоциональный компоненты, способствующие сознательной реализации в деятельности будущего специалиста смыслов, значений и нормативов профессиональной культуры, как личностно и профессионально ценных, как способ сознательной организации профессиональной деятельности, в котором обеспечивается полнота овладения студентами знаниями, умениями, опытом, ценностями и инструментарием для организации самообразования, саморазвития, самосовершенствования. Индикатором культуры профессиональной деятельности является нравственное отношение субъекта к профессиональной деятельности.
Анализ подходов философов и психологов позволяет вычленить в структуре самосознания существенные компоненты, в конечном счете выходящие на когнитивную, эмоциональную и волевую сферы личности.
Анализируя подготовку специалистов начального профессионального образования можно сделать вывод о недостаточном количестве образовательных учреждений и низком уровне подготовки специалистов. Дальнейшую работу в отрасли продолжают осуществлять только около 44% специалистов с начальной профессиональной подготовкой, что составляет около 10% от спроса рынка труда и их явно недостаточно.
Качество подготовки выпускников среднего профессионального образования, также во многом не удовлетворяет работодателя (до 25%). Не менее 25% выпускников выполняют работы, где не требуется среднее профессиональное образование. При этом общее количество специалистов подготовленных в 50 учебных заведениях данного профиля г. Москвы для индустрии туризма удовлетворяет потребность отраслевого рынка труда всего на 20% от требуемого уровня.
Подготовку кадров высшего профессионального образования для индустрии туризма осуществляют более 100 вузов, по более, чем 10 специальностям, при этом, только 20% из них являются отраслевыми, что, несомненно, влияет на качество профессиональной подготовки выпускников и их дальнейшее трудоустройство. По данным службы занятости г. Москвы только 15% вакансий в индустрии туризма касаются лиц, имеющих высшее профессиональное образование. В настоящее время только 68% от общего количества выпускников требуются отрасли, вследствие этого значительное их количество покидает отрасль или работает на должностях, где не требуется высшее образование, то есть существует дисбаланс между требуемым количеством выпускников с высшим образованием и спросом рынка труда.
Профессиональное сознание будет рассматриваться нами как многоуровневое интегральное личностное образование, включающее в себя когнитивную, аффективную и волевую сферы, проявляющиеся в деятельности и отношениях с другими субъектами.
Когнитивный компонент выражает определенный уровень развития познавательной сферы личности (профессиональное восприятие, память, мышление, воображение, внимание).
Аффективная составляющая содержит профессиональный интерес, профессиональное самоотношение, профессиональную самооценку, эмоциональную устойчивость.
Поведенческий компонент регулирует поведение в соответствии с нормами, где особая роль отводится самооценке, являющейся механизмом психической деятельности.
Развитие профессионального самосознания свидетельствует о способности будущего специалиста туристского бизнеса находить оптимальное соотношение между социальными и индивидуальными требованиями, о способности к самодетерминации профессионального развития.
Рост самосознания приводит к совершенствованию процессов саморегуляции. Под профессиональным самосознанием студента- будущего специалиста туристского бизнеса понимаем осознание себя как субъекта в пространстве туризма как отрасли деятельности, в системах профессионального общения и собственной личности. Регулирование данного процесса происходит в ходе профессиональной подготовки, обусловленной множеством факторов, в том числе и внутренних, а само самосознание специалиста выступает существенным признаком готовности к профессиональной деятельности.
Трехкомпонентная структура профессионального самосознания (когнитивный, аффективный, поведенческий компоненты) требует углубления профессионально-ориентированного содержания, актуализации профессиональных ценностей и применения личностно-ориентированных технологий.
Профессиональная специфика самосознания проявляется в когнитивной подструктуре (Я-понимание), которая содержит понимание себя в системе профессиональной деятельности, понимание себя в системе профессионального общения, понимание себя в системе личностного развития, что интегрируется в образе «Я-профессионал».
Специфика аффективной подструктуры (Я-отношение) выражается совокупностью трех видов отношений: отношение к системе своих профессиональных действий, к целям, средствам и способам достижения целей; отношение к системе межличностных отношений, которые возникают в ходе профессиональной деятельности, эмоциональной оценки того, как реализуются основные функции профессионального общения; отношение к своим профессионально значимым качествам и в целом к своей личности как профессионала.
Важными для понимания сущности и специфики профессионального самосознания мы считаем понятия профессиональной идентичности, профессиональной направленности и профессиональной позиции.
Профессиональная идентичность определяется как результат процессов профессионального самоопределения, персонализации и самоорганизации, проявляющийся в осознании себя представителем определенной профессии и профессионального сообщества, определенная степень отождествления-дифференциации себя с делом и другими, проявляющаяся в когнитивно-эмоционально-поведенческих самоописаниях (Л.Б. Шнейдер). Формирование профессиональной идентичности оказывает влияние на все структуры личности индивида, его личностное развитие. Наибольшая связь профессиональной идентичности обнаруживается с нравственными профессиональными ориентирами, выражающимися в ощущении ответственности и в переживании собственной профессиональной самоэффективности.
Профессиональная направленность как интегральная характеристика мотивации профессиональной деятельности, определяемая также всеми побуждениями в мотивационной сфере и в особой мере выражающаяся в интересах, отношениях, целенаправленных усилиях (А.К. Маркова) является важнейшим компонентом подготовки специалиста, повышающим возможность усвоения профессиональных знаний, умений, навыков, способствующим развитию личности будущего специалиста.
Профессиональная позиция – неотъемлемая часть профессионализации личности, сложный процесс циклического характера, проявляющийся в совершенствовании знаний, умений, навыков и способностей человека и выработке на их основе отношения к профессии, принципов, правил поведения в трудовой деятельности, определенной устойчивой точке зрения на основные вопросы, касающиеся конкретной профессиональной деятельности. Развитие профессиональной позиции происходит на протяжении всего времени профессионального самоопределения и профессиональной деятельности. Но наиболее интенсивно становление профессиональной позиции идет в периоды выбора профессии, профессионального обучения и на начальных этапах собственной профессиональной деятельности. Именно в эти периоды складывается система отношений человека к труду, предмету труда, возможностям самовыражения через его процесс и результат. Несмотря на различия в определении понятия «профессиональная позиция» разными авторами, общим является то, что позиция определяется как проявляемое в деятельности отношение специалиста к профессии и к себе в ней. Это позволяет нам рассматривать профессиональную позицию как часть конативного компонента профессионального самосознания.
М.В. Полевой разработана компетентностная модель специалиста по туризму (рисунок 2), включающая в себя два блока компетентностей: функциональную и личностную, что позволяет интегрировать требования к современному работнику, включая не только профессиональные знания, умения и навыки, но и дополнять их индивидными и личностными чертами человека . Каждый блок компетентностей наполняется определенным набором компетенций в соответствии с требованиями конкретной сферы профессиональной деятельности.
Для каждой компетенции разработан набор поведенческих индикаторов по трем уровням выраженности: неприемлемый, приемлемый и эталонный, на основании которых в дальнейшем должны приниматься решения о соответствии её уровню подготовки специалиста. Например, поведенческие индикаторы компетенции «лидерские черты»:
– неприемлемый уровень: пассивен во взаимодействии; вступает в диалог только благодаря активности других; попытки сфокусировать группу на задаче неэффективны из-за того, что его игнорируют или он потерял направление обсуждения; другие члены группы редко обращаются за его оценкой или поддержкой и т.д.;
– приемлемый уровень: взаимодействует активно, но инициативу в общении «отдает» другим; демонстрирует некоторые успехи в организации и руководстве группой; другие члены группы иногда интересуются его мнением и ищут поддержки и т.д.;
– эталонный уровень: активен во взаимодействии, берет на себя инициативу в общении; организует работу группы; при необходимости выступает в качестве посредника и т.д.
Рисунок 2– Блок-схема компетентностной модели
специалиста по туризму.
При организации профессиональной подготовки кадров образовательным учреждениям необходимо ориентироваться на формирование компетенций востребованных в практической деятельности будущего специалиста, при этом компетентностная модель специалиста индустрии туризма представляет собой индикатор соответствия результатов учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста требованиям предъявляемым к нему. Использование компетентностной модели в системе подготовки кадров позволит гибко трансформировать организацию учебного процесса согласно требованиям изменяющихся условий деятельности предприятий и организаций индустрии туризма.
1.3. Критерии и оценки профессионального самосознания студентов туристского вуза
Профессиональное самосознание на этапе подготовки в вузе в общих чертах соответствует структуре самосознания личности. Каждый ее компонент имеет свою структуру и свое содержание. Сформированность профессионального самосознания находит свое выражение в уровне сформированности каждого его компонента. Высокий уровень развития профессионального самосознания, адекватная и устойчивая «Я-концепция» обеспечивают конструктивное профессиональное поведение. Профессионалы, обладающие высоким уровнем самосознания, характеризуются уверенностью в себе, удовлетворенностью профессией, стремлением к самореализации, эффективностью работы.
Развитие профессионального самосознания в ходе профессиональной подготовки – это процесс приобретения будущим специалистом в области туризма знаний, умений, личного и социального опыта профессиональной деятельности, исполнения обязанностей по должностному предназначению, их осознания и соотнесения со своими способностями и возможностями, формирования самооценки и уровня притязаний, отношения самого к себе как к будущему професионалу в области туризма. Данный процесс представляет собой не специально организованный психолого-педагогический процесс, а является неотъемлемым элементом общего процесса профессиональной подготовки будущих специалистов в области туризма, включающего все стороны жизнедеятельности студентов в вузе, характеризуется неравномерностью и противоречивостью протекания, обладает собственной спецификой.
Неравномерность протекания этого процесса проявляется как в достижении необходимого уровня сформированности профессионального самосознания у отдельных студентов в целом, так и в развитии отдельных компонентов профессионального самосознания. Противоречивость заключается в отсутствии сплошной и постоянной эволюционной направленности. Изменения, происходящие в профессиональном самосознании, цикличны: в какое-то время они могут иметь ярко выраженный положительный результат, затем может наступить значительный спад и после снова начаться подъём. Специфика обусловлена сменой и приобретением студентами новых социальных ролей, активизацией их рефлексивной деятельности, стремлением к большей самостоятельности с одновременной регламентацией поведения, изменением привычного круга общения и норм взаимоотношений, особенностями содержания и характером профессиональной подготовки, которая соединяет в себе учебную и профессиональную деятельность, производственную практику.
По мнению В.Л. Марищука профессионально важные качества (ПВК) выступают в роли тех внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия и требования деятельности и является узловым моментом формирования психологической системы деятельности .
Профессионально важные качества представляют собой отдельные динамические черты личности, отдельные психические и психомоторные свойства (выражаемые уровнем развития соответствующих психических и психомоторных процессов), а также физические качества, соответствующие требованиям к человеку какой-либо определенной профессии и способствующие успешному овладению этой профессией. Автор продолжает: ПВК являются предпосылкой профессиональной деятельности и, с другой стороны, они сами совершенствуются, шлифуются в ходе деятельности, являясь ее новообразованием; человек в ходе труда изменяет и самого себя
Становление профессионала возможно только в результате единства личностного и профессионального развития на основе принципа саморазвития, детерминирующего «способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования» (Митина Л.М., 1990. C. 12) . Н.Р. Битянова выделяет следующие основные содержательные характеристики саморазвития: ценностные ориентации, личностные смыслы, самооценка, мотивационно-волевые компоненты, целеполагание. Они определяют направленность и динамику саморазвития, уровень зрелости личностных компонентов, их гармоничное сочетание, дают возможность человеку преобразовывать себя, организовывать самостоятельную деятельность по собственному самосовершенствованию.
Механизмы личностного саморазвития раскрываются в эффектах смыслообразования: порождения и обеспечения направленности деятельности (мотив), эмоциональной окраски и трансформации психического образа (личностный смысл), стабилизации дезорганизирующих влияний на протекание деятельности (смысловая установка), приписывания жизненного смысла носителю значимых качеств (смысловой конструкт), моделирования должного (личные ценности). Следовательно, процесс смыслообразования является основополагающим для объяснения становления профессионального самосознания студентов.
С точки зрения А.К. Белоусовой, формирование общих смыслов осуществляется в процессе смыслопередачи, так называемом процессе передачи партнеру индивидуальных смыслов. Кроме того, смысл всегда индивидуален и носит индивидуально-оценочный характер. Передать смысл в буквальном значении этих слов нельзя. Вместе с тем, возможным является постижение человеком смыслов другого человека через сложную систему эмоциональных средств общения, а также формирование адекватных смыслов. Тем самым этот процесс по сути своей совпадает с процессом смыслопостижения другого человека и познания его целей