Понятие «нарушение таможенных правил» и его правовая регламентация. Написание диплома на заказ

В настоящее время в Российской Федерации правовое регулирование таможенных отношений осуществляется в соответствии с нормами, во-первых, соглашений, заключенных между странами-участниками единого экономического пространства в рамках Содружества Независимых Государств, во-вторых, в соответствии с международным законодательством, а в-третьих – в соответствии с нормами национального законодательства. При этом очевидный приоритет отдается первой группе указанных правовых источников, что обусловлено необходимостью сохранения и укрепления единого экономического пространства внутри СНГ.

В этой связи понятие «нарушение таможенных правил» регламентируется, в первую очередь, нормами, принятыми совместно странами СНГ. Так, в этом смысле принципиально важно значение имело решение Совета глав государств СНГ от 10.02.1995 г., в котором данная категория получало правовое определение. 
В соответствии со статьей 226 указанного документа нарушением таможенных правил признается противоправное действие или бездействие лица, посягающего на установленный настоящими Основами, национальным законодательством и международными договорами государства, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы, порядок перемещения (включая применение таможенных режимов), таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу государства, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими, на нормальную деятельность таможенных органов, за которые национальным законодательством предусмотрена ответственность.
Статьи 229 и 230 указанного документа конкретизируют это понятие. В них приводится более сорока видов составов правонарушений, объединенных единым родовым признаком «нарушение таможенных правил». Анализируя этот перечень, следует отметить, что под указанное понятие подпадают действия, связанные с нарушением правил перемещения товаров через государственную границу, нарушение правил их оформления, ненадлежащее исполнение требований органов таможенного контроля, попытки переместить объекты через государственную границу, минуя установленную процедуру их оформления, препятствование проведению уполномоченными органами обязательных процедур, связанных с таможенным контролем, незаконное осуществление деятельности в качестве таможенного агента, или перевозчика.
Важно отметить, что указанные составы правонарушений, подпадающих под единое понятие «нарушение таможенных правил» дублируются в рамках национального законодательства. Так, в Российской Федерации исчерпывающий перечень правонарушений в сфере таможенного регулирования содержится в Кодексе об административных правонарушениях (Гл.16).2 Кроме того, в настоящее время действуют специальные приказы Федеральной таможенной службы, регламентирующие данный вопрос.
Вопросы, связанные с регулированием нарушений таможенных правил, стали решаться на новом уровне с апреля 2010 г., когда в действие выступил Таможенный Кодекс Таможенного Союза.4
Принятие этого документа связано с бурным развитием интеграционных процессов в рамках СНГ, в связи с чем в настоящее время национальное законодательство государств - членов Таможенного союза существенно меняется и поэтапно проходят процессы гармонизации и унификации, что должно позволить постепенно перейти к единому общему правовому регулированию. Во многих областях таможенного законодательства, касающегося, например, перемещения товаров, использования таможенных процедур и т.д., унификация практически завершена, так как ключевые аспекты достаточно четко прописаны в Таможенном кодексе Таможенного союза. Иначе говоря, таможенные правила по большей части унифицированы.
В отношении нарушения таможенных правил ситуация обстоит несколько иначе.
Из Таможенного кодекса Таможенного союза следует, что административные правонарушения и преступления - административные правонарушения, по которым в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют производство), и преступления, производство по которым отнесено к ведению таможенных органов в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза. При этом таможенные органы государств - членов Таможенного союза ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств - членов ТС.
Таким образом, в настоящее время вопросы, связанные с нарушением таможенных правил, решаются на уровне национального законодательства государств - членов Таможенного союза. При этом следует отметить, что после вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза (с 01.07.2010) никаких существенных изменений в главу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), посвященную административным правонарушениям в области таможенного дела, не вносилось. Иными словами, следует согласиться с мнением, что ответственность за нарушение таможенных правил регулируется национальным законодательством, которое не приведено в соответствие с международными правовыми актами, к коим относится Таможенный кодекс Таможенного союза.
В качестве примера такого несоответствия следует привести следующий пример: в Кодексе об административных правонарушениях6 установлена ответственность за несоблюдение таможенного режима (ст. 16.19), в частности за несоблюдение условий помещения товаров под таможенный режим, содержание которого предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение запретов и (или) ограничений экономического характера, а также за пользование или распоряжение товарами в нарушение таможенного режима, под который они помещены.
Данная статья достаточно часто применяется на практике таможенными органами. Однако Таможенный кодекс Таможенного союза не содержит понятия «таможенный режим». Товары в соответствии с названным Кодексом при ввозе/вывозе помещаются под одну из установленных таможенных процедур. Таким образом, в случае несоблюдения участником внешнеэкономической деятельности условий помещения товаров под какую-либо процедуру он не может быть привлечен к ответственности по ст. 16.19 КоАП РФ, поскольку диспозиция данной статьи говорит о помещении товаров под таможенный режим, а такое понятие в действующем таможенном законодательстве отсутствует. Исключения могут составлять некоторые случаи, предусмотренные разд. 8 Таможенного кодекса ТС («Переходные положения»).
В рамках настоящей работы не представляется возможным детально проанализировать все определенные в КоАП РФ составы правонарушений, связанных с нарушением таможенных правил, поэтому остановимся лишь на основных.
В статье 16.1 регламентировано правонарушение, связанное с незаконным перемещением товаров через государственную границу РФ.
Незаконным перемещением товаров через таможенную границу является перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, которое выделяется в специальный состав административного правонарушения по ст. 16.2 КоАП РФ, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение (подп. 19 п. 1 ст. 4 ТК ТС).
Под товарами ТК ТС понимает любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носителей информации, валюту государств - членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическую и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу (подп. 35 п. 1 ст. 4). Транспортные средства рассматриваются как категория товаров, включающая любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство или контейнер (подп. 39 п. 1 ст. 4 ТК ТС).
Объективную сторону правонарушения по ч. 1 данной статьи составляет нарушение порядка прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию или их убытия с этой территории. В диспозиции данной части указаны способы совершения указанного правонарушения: помимо пунктов пропуска через Государственную границу РФ либо иных установленных мест прибытия (при убытии - иных мест, установленных в соответствии с законодательством РФ о Государственной границе) или вне времени работы таможенных органов, а при убытии - также без разрешения таможенных органов. Объективную сторону правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи составляет сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников, иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, а также путем придания одним товарам вида других.
Таможенный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза. Соответственно к ответственности по ч. 2 данной статьи лицо может быть привлечено за воспрепятствование осуществлению таможенными органами установленных функций способами, указанными в диспозиции статьи.
При ввозе на таможенную территорию сокрытие товаров от таможенного контроля происходит в месте их прибытия, однако обнаружен факт сокрытия таможенным органом может быть на любом этапе ввоза, вплоть до декларирования. При вывозе сокрытие товаров от таможенного контроля может быть совершено как при декларировании товаров, так и при их убытии с таможенной территории.Предметом правонарушения по ч. 2 данной статьи являются товары, которые сокрыты от таможенного контроля. Объективную сторону правонарушения по ч. 3 комментируемой статьи составляет сообщение таможенному органу недостоверных сведений о товарах при прибытии на таможенную территорию (ст. 159 ТК ТС), при убытии с таможенной территории (ст. 163 ТК ТС), для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, а также при помещении товаров на склад временного хранения (ст. 169 ТК ТС). Диспозиция комментируемой статьи содержит исчерпывающий перечень недостоверных сведений о товарах, за сообщение которых наступает административная ответственность: количество грузовых мест, маркировка и наименование, вес и (или) объем товаров.
Представление таможенному органу иных недостоверных сведений не влечет ответственности по ч. 3 данной статьи.
Указанное деяние может быть совершено следующими способами: путем представления недействительных документов либо путем использования поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам. Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, являются лица, осуществляющие перевозку товаров через таможенную границу с нарушением порядка прибытия и убытия. Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 данной статьи, выступает лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу. Таким лицом может быть перевозчик, иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров. К ответственности по данной части комментируемой статьи может быть привлечен также российский отправитель товаров, если будет установлено его участие непосредственно в сокрытии товаров. Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 3 данной статьи, являются лица, фактически сообщившие недостоверные сведения. В зависимости от этапа перемещения таким лицом может быть перевозчик, экспедитор (если он является лицом государства - члена Таможенного союза), лицо государства - члена Таможенного союза, заключившее внешнеэкономическую сделку, либо лицо, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения, владелец склада временного хранения, в котором товары будут храниться после завершения процедуры транзита. Субъективная сторона правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1 и 3 данной статьи, характеризуется виной как в форме умысла, так и неосторожности, а ч. 2 - только умысла.
Другое распространенное нарушение таможенных правил характеризует статья 16.3. Состав правонарушения, содержащийся в данной статье, касается несоблюдения запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации. Объектом правонарушений по данной статье выступают порядок и условия перемещения товаров через таможенную границу. Объективную сторону правонарушений составляют несоблюдение установленных в соответствии с международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию и (или) вывоз товаров с таможенной территории.
При этом под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза (подп. 8 п. 1 ст. 4).
Важно отметить, что при квалификации правонарушений по данной статье следует учитывать позицию Конституционного Суда Российской Федерации, высказанную в Определении от 2 ноября 2006 г. N 537-О8 и заключающуюся в том, что данная статья не допускает привлечения к административной ответственности лица за деяние, квалификация которого основывается на законе и находящихся с ним в нормативном единстве иных актах, если они не были доступны для всеобщего сведения.
Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое действующим законодательством возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений и представление доказательств соблюдения этих мер таможенным органам.В зависимости от конкретных дел таким лицом может быть декларант или перевозчик. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности.
Наконец, еще одним распространенным правонарушением в сфере нарушения таможенных правил является несоблюдение требований, предъявляемых к оформлению таможенной документации (статья 16.12. КоАП).
Объектом правонарушения по данной статье являются общественные отношения по поводу совершения таможенных операций, связанных с таможенным декларированием, и отношения по осуществлению таможенного контроля.
Указанной статьей устанавливается административная ответственность за нарушение сроков подачи таможенной декларации и представления документов и сведений только в тех случаях, когда это имеет самостоятельное юридическое значение, а именно в случаях: подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании; при выпуске товаров до подачи таможенной декларации, если декларирование осуществляется после фактического вывоза товаров; подачи неполной таможенной декларации; подачи документов, запрошенных таможенным органом при проведении таможенного контроля в целях проверки достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и иных таможенных документах.
Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу РФ документов, на основании которых заполнена таможенная декларация и другие дополнительные документы (ст. ст. 183, 184 ТК ТС, ст. 208 Закона о таможенном регулировании).
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, выражается в нарушении установленного таможенным органом срока подачи: полной таможенной декларации при временном периодическом декларировании товаров; таможенной декларации при выпуске товаров до подачи таможенной декларации, документов и сведений, необходимых для таможенных целей, при выпуске товаров до подачи таможенной декларации; таможенной декларации на товары, перемещаемые трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 данной статьи, составляет подача таможенной декларации с нарушением установленных сроков в случаях, если декларирование осуществляется после фактического вывоза товаров.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 данной статьи, выражается в непредставлении в установленный таможенным органом срок: документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, если такие документы не были представлены одновременно с таможенной декларацией ; недостающих сведений в случае подачи неполной таможенной декларации; документов, запрошенных таможенным органом при проведении таможенного контроля в целях проверки достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и иных таможенных документах (ст. 98 ТК ТС, ст. 166 Закона о таможенном регулировании).
Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложена обязанность произвести таможенное декларирование товаров, то есть декларант. Таможенный представитель не является субъектом правонарушений, предусмотренных данной статьей, поскольку указанная обязанность прямо закреплена за декларантом. С субъективной стороны правонарушение характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
Таким образом, завершая рассмотрение правовой регламентации понятия «нарушения таможенных правил» следует сделать следующий вывод. В настоящее время указанное понятие определяется в соответствии с нормами таможенного законодательства РФ и СНГ. В самом общем виде оно означает совершение неправомерных действий, направленных против порядка таможенного регулирования в различных его аспектах. При этом основным противоречием правового регулирования указанного понятия на сегодняшний день является имеющееся не соответствие между ратифицированными нормами Таможенного Кодекса Таможенного Союза, подписанного некоторыми странами СНГ и национальным законодательством. В частности, в РФ составы правонарушений, относящихся к нарушению таможенных правил, содержатся в Кодексе об административных правонарушениях, основные понятия которого в ряде случае некоррелируют с определениями ТК ТС. В связи с этим существует множество проблем привлечения субъектов нарушения таможенных правил к ответственности. Данный вопрос детально проанализирован во втором параграфе первой главы настоящего исследования.
Наша команда профессиональных авторов поможет вам в этом нелегком деле, мы оказываем услуги написание дипломной работы на заказ.
Написание дипломной работы на заказ осуществляется с учетом всех требований именно вашего ВУЗа и рекомендациям вашего НР. Все наши авторы-исполнители преподаватели ВУЗов, Кандидаты наук, а так же по некоторым дисциплинам и Доктора наук. Обращаем ваше внимание, что у нас работают только взрослые (от 30 лет) и ответственные люди. А это — реальный показатель высокого качества написанных для вас дипломных работ и других видов научных работ.
Индивидуальный подход и высокое качество работ мы вам гарантируем!
Для того, что бы сделать заказ на написание дипломной работы не нужно отвлекаться от процесса обучения или постоянной работы, достаточно просто заполнить заявку на нашем сайте и в самые короткие сроки автор-исполнитель начнет выполнять для вас написание дипломной работы на заказ. 
Индивидуальный подход и высокое качество наших работ мы вам гарантируем, а демократичная цена вас приятно удивит!

магистерская диссертация таможенное право